Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-3/Eliseeva.pdf
Для цитирования:

Елисеева А.В. Дети-мученики в пантеоне тоталитарной культуры (фильм «Юный гитлеровец Квекс» Х. Штайнхофа) // Studia Litterarum. 2018.
Т. 3, № 3. С. 104–115. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-104-115

Автор: Елисеева А.В.
Сведения об авторе:

Александра Владимировна Елисеева — кандидат филологических наук, доцент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, ул. 1-я Красноармейская, д. 1, 190005 г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 31 июля 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №3
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 104-115
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-3-104-115

Индекс УДК: 821.112.2.0
Индекс ББК: 85.373(4Гем)6
Ключевые слова: немецкий кинематограф национал-социализма, фигура ребенка в культуре, идеология и кино, пропаганда в кинематографе, культура и политика, пионеры-герои

Аннотация

Основным предметом анализа является созданный К.А. Шенцингером и Б.Э. Лютге сценарий фильма «Юный гитлеровец Квекс» (“Hitlerjunge Quex”, 1933) режиссера Ханса Штайнхоффа, относящегося к пропагандистскому кинематографу национал-социализма. На примере сценария этого фильма рассмотрены стратегии инструментализации фигуры ребенка в идеологических целях. Проведены параллели с советским искусством, в частности с кинематографом, в котором также присутствуют подобные модели пропаганды, например, культ пионеров-героев. Нарратив о подвиге и гибели юного нациста обнаруживает особенно много общего с популярной в советское время историей Павлика Морозова. В статье рассмотрены идеологемы, объединяющие конструкты «героического ребенка» в обеих тоталитарных культурах: миф о непредвзятости и «чистоте» детского восприятия мира, представление о приоритете той или иной концепции общественного блага над семейными взаимосвязями и др. Речь идет об истоках подобных идеологем, их связи с христианскими, просветительскими и прочими мировоззренческими системами.

Список литературы

1 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

2 Васильченко А.В. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. М.: Вече, 2010. 320 с.

3 Зачевский Е.А. Очерки истории литературы времён Третьего рейха. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. 526 с.

4 Кизель Х. Политические религии в немецкоязычной литературе ХХ века / пер. с нем. А. Елисеевой // Литература в контексте культуры. Межвузовский сборник / ред. А.Г. Березина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. С. 138–151.

5 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд-е 5. М.: Изд-во полит. лит., 1970. Т. 44. 725 с.

6 Леонтьева С.Г. Жизнеописание пионера-героя: текстовая традиция и ритуальный контекст // Современная российская мифология / сост. М.В. Ахметова. М.: Изд.во РГГУ, 2005. С. 89–123.

7 Леонтьева С.Г. Литература пионерской организации: идеология и поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2006. 24 с.

8 Chatman S. Story and Discourse. Narrative Structure in Fiction and Film Story and Discourse. Narrative Structure in Fiction and Film. Ithaca, NY, London: Cornell UP, 1978. 277 p.

9 Faulstich W. Filmgeschichte. Paderborn: W. Fink, 2005. 348 S.

10 Spielmann M. Aus den Augen des Kindes. Die Kinderperspektive in deutschsprachigen Romanen seit 1945. Innsbruck: Universitat Innsbruck, 2002. 242 S.

11 Sternberg C. Written for the screen. Das amerikanische Spielfilmdrehbuch als Text. Diss. Koln, 1996. 233 S.

12 Tieber Cl. Drehbuchforschung zwischen Narratologie und Produktionsasthetik // MEDIENwissenschaft. H. 3/15. 2015. S. 311–324.