Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Pieralli.pdf
Для цитирования:

Пьералли К. Поэзия ГУЛАГа как литературное свидетельство: теоретические и эпистемологические обоснования // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 144–163. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-144-163

Автор: Пьералли К.
Сведения об авторе:

Клаудия Пьералли — PhD по русской литературе (Миланский университет), доцент (Tenure Track Ass. Professor) русской литературы ХХ в. Флорентийского университета, Piazza di San Marco, 4, 50121 Firenze FI, Италия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 30 января 2018 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Русская литература
Страницы: 144-163
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-144-163

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6
Ключевые слова: литературное свидетельство, поэзия ГУЛАГа, лагерная поэзия.

Аннотация

Цель статьи — представить корпус стихотворений, созданных жертвами политических репрессий в Советском Союзе, с точки зрения опубликованных сборников и главных научных работ, касающихся прежде всего текстов сталинской эпохи. В исследовании обозначены теоретические и эпистемологические рамки для изучения и определения данного литературного явления истории русской культуры ХХ в. Речь идет, во-первых, о возможности рассмотреть эти литературные тексты в связи с понятием свидетельства и, во- вторых, о попытке выявления определенной специфичности структурного и эстетического взаимодействия свидетельствующей функции с художественно- литературным преображением в особом случае стихотворчества. Данный корпус текстов рассматривается как материал для изучения статуса поэтического слова как эстетического средства, способного дать историческое (и художественное, шире — культурное) свидетельство о советской концентрационной системе. В статье выявляются художественные приемы, при помощи которых осуществляется свидетельская функция. В данной теоретической постановке корпус поэтических текстов политзаключенных составляет одно специфическое целое в истории русской литературы ХХ в. и таким следует его представить и в дальнейших исследованиях.

Список литературы

1 Анна Баркова: поэт и его время. Материалы второй международной научной конференции «Калуга на литературной карте России». Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2009. 232 с.

2 Баркова А.А. Вечно не та / сост. Л.Н. Таганов, О.К. Переверзев; послесл. Л.Н. Таганова. М.: Фонд Сергея Дубова, 2002. 624 с.

3 Баркова А.А. Избранное: Из гулаговского архива / cост., подгот. текста, коммент. Таганов Л.Н., Холодова З.Я. Иваново, 1992. 297 с.

4 Гаген-Торн Г.Ю. Нина Ивановна Гаген-Торн — ученый, писатель, поэт // Репрессированные этнографы / сост. Д.Д. Тумаркин. Вып. 1. М.: Вост. лит., 1999. С. 308–342.

5 Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. London: Overseas publ. Interchange, 1974. 356 с.

6 Геніюш Л. Збор твораў: у 2 т. [Сборник сочинений: в 2 т.]. Мінск: Лімарыус, 2010. 439 с. + 469 с.

7 Генюш Л. Белый сон. Стихи и поэмы / сост. Б.И. Саченко. Минск: Мастац. лiт., 1990. 350 с.

8 Гинзбург Е. Сомнение // Колымский этап. (Поэты — узники Гулага. Малая серия. № 12). М.: Возвращение, 1991. С. 12–13.

9 «Годы бесконечные, мгновенные…» / сост. З. Веселая. М.: Возвращение, 2001. 140 с.10 Голдовская В. Обелиск // Колымский этап. (Поэты — узники Гулага. Малая серия. № 12). М.: Возвращение, 1991. С. 20–21.

11 Горбаческий. А.Ч. Мотив утраченных иллюзий и мотив тишины в текстах бывших колымских заключенных // Мир русского слова. 2015. II. С. 108–114.

12 Домовитов Н. Зона: стихи. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1990. 673 с.

13 Еланцева О.П. БАМлаг в контексте истории и литературы. Из фондов дальневосточных библиотек. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 232 с.

14 Еланцева О.П. Поэты и поэзия БАМлага. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. 60 с.

15 Инталия: Стихи и воспоминания бывших заключенных Минлага / сост. и общ. ред. А.Я. Истогиной. М.: Весть, 1995. 260 с.

16 Керсновская Е. Сколько стоит человек. М.: РОССПЭН, 2006. 800 с.

17 Миронец Н.И. Художественная литература как источник: к историографии вопроса // История СССР. 1976. № 1. С. 125–141.

18 Полюс лютости: стихи узников сталинских колымских лагерей / сост. А.Ф. Суздальцев, И.А. Паникаров. Магадан: Новая полиграфия, 2010. 255 с.

19 Поэзия в концлагерях / сост. А. Шифрин. Израиль: Центр исследования тюрем, психтюрем и концлагерей СССР, 1978. 110 с.

20 Поэзия узников Гулага. Антология / сост. С. Виленский. М.: Демократия, 2005. 992 с.

21 Поэты — узники Гулага / cост. З. Веселая, 2-ое изд. М.: Возвращение, 2011. 224 с.

22 Пьералли К. К вопросу изучения лагерной поэзии: особенности поэзии соловецких узников // Воспоминания соловецких узников / сост. В. Умнягин. Соловки: Изд. Солов. монастыря, 2017. Т. 5: 1927–1933. С. 32–43.

23 Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.

24 Рогинский А. От свидетельства к литературе // Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории / сост. С.С. Соловьев. М.: Литера, 2013. С. 12–14.

25 Соловецкая муза: Стихи и песни заключенных СЛОНа (Поэты — узники ГУЛАГа. Малая серия. № 2) / cост. В.Б. Муравьев. М.: Возвращение, 1992. 37 с.

26 Средь других имен [Сб. стихов узников сталинских лагерей] / сост. и вступ. ст. В.Б. Муравьева. М.: Московский рабочий, 1990. 525 с.

27 Стихи украинских поэтов — политических узников Воркутинских лагерей / Владимир Косовский, Евгений Чередниченко, Иван Паламарчук, Василь Петрив (Роман Писарчук); в пер. [с укр.] Марка Каганцова. Воркута: Украина, 2007. 44 с.

28 Таганов Л.Н. Как дух наш горестный живуч…: статьи, эссе, воспоминания, письма, заметка из литературного дневника стихи. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2010. 332 с.

29 Таганов Л.Н. Потаенная литература: поэзия ГУЛАГа // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы / сост. А.Ю. Морыганов. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1998. С. 80–87.

30 Таганов. Л.Н. «Прости, мою ночную душу…». Книга об А. Барковой. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1993. 176 с.

31 Тагер Е.М. Десятилетняя зима: Стихи. (Поэты — узники Гулага. Малая серия. № 22). М.: Возвращение, 1994. 36 с.

32 Фидельгольц Ю.Л. Много воды утекло с тех пор: Стихи. М.: Возвращение, 1995. 24 с.33 Шаламов. В.Т. Собр. соч.: в 4 т. / сост., подг. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998. 619 с. + 508 с. + 525 с. + 493 с.

34 «Я той, що духом не скоривсь...» [«Я тот, чей дух не покорился...»]: сборник стихов узников Воркутинских и Интинских лагерей ГУЛАГа [сборник стихов украинских поэтов — политических узников Воркутинских и Интинских лагерей] / собраны Е. Лисовой; в пер. М. Каганцова; гл. ред. Н.М. Бейзак. Воркута: Б. и.,
2011. 265 с.

35 Bremeau C. Anna Barkova. La voix surgie de glaces. Paris: Harmattan, 2010. 266 p.36 Feldman S., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. New York; London, 1992. 294 p.

37 Ginzburg C. Miti, emblemi, spie: morfologia e storia. Torino: Einaudi, 2000. 251 p.

38 Gullotta A. A new perspective for Gulag Literature Studies: the Gulag Press // Studi Slavistici. VIII. 2009. P. 95–117.

 39 Gullotta A. Gulag poetry: un almost unexplored field of research? // F. Fischer von Weikerstahl, K. Taidigsmann. (Hi-)Stories of the Gulag. Fiction and reality. Heidelberg, Germany: Universitatsverlag Winter, 2016. P. 175–192.

40 Jurgenson L. L’experience concentrationnaire, est-elle indicible? Monaco: Rocher, 2003. 396 p.

41 Jurgenson L. La testimonianza letteraria come fonte storica: il caso della letteratura dei Gulag // LEA — Lingue e Letterature d’Oriente e Occidente. V. 2016. P. 267–283.

42 Jurgenson L. Les representation du Goulag dans la litterature testimoniale: approches epistemologiques // Dosse F., Goldstein C. Paur Ricoeur: penser la memoire. Paris: Seuil, 2013. P. 183–196.

43 Jurgenson L., Anstett E. Introduction // Jurgenson L., Anstett E. Le goulag en heritage. Pour une anthropologie de la trace. Paris: Petra, 2009. P. 11–17.

44 Mesnard Ph. Temoignage en resistance. Paris: Stock, 2007. 419 p.45 Parrau A. Ecrire les camps. Paris: Belin, 1995. 438 p.

46 Pieralli C. La lirica nella ‘zona’: poesia femminile nei Gulag staliniani e nelle carceri // Alberti A., Moracci G. Linee di confine. Separazioni e processi di integrazione nello spazio culturale slavo. Firenze: University Press, 2013. P. 221–246.

47 Pieralli C. Poesia del Gulag o della ‘zona’? Problemi e prospettive per una descrizione del corpus poetico dei prigionieri politici in URSS // Pieralli C., Delaunay C., Priadko E. Russia, Oriente slavo e Occidente europeo. Fratture e integrazioni nella storia e nella civilta europea (Biblioteca di Studi Slavistici). Firenze: University Press, Accesso
ONLINE all’editore. P. 281–310.

48 Pieralli C. The Poetry of Soviet Political Prisoners (1919–1939): An Historical-Typological Framework // Alberto A., Garzaniti M., Perotto M., Sulpasso B. Contributi italiani al Congresso Internazionale degli slavisti (Biblioteca di Studi Slavistici). Firenze: University Press. P. 387–412.

49 Ricoeur P. La memoria, la storia, l’oblio / trad. it. di D. Iannotta. Milano: R. Cortina, 2003. 741 p.50 Salamov V. Il destino di poeta / a cura di A.D. Siclari. Milano: Casa di Matriona, 2006. 317 p.

51 Toker L. Return from the Archipelago. Indianapolis: Indiana University Press, 2000. 333 p.

52 Toker L. Textes litteraires et documents d’archives: entre elision et allusion // Anstett E., Jurgenson L. Le Goulag en heritage. Paris: Petra, 2009. P. 89–99.