Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-2/Gladoshchuk.pdf
Для цитирования:

Гладощук А.В. Поэтика «Неистовой поры» О. Паса // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 2. С. 66–79. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-2-66-79

Автор: Гладощук А.В.
Сведения об авторе:

Анастасия Валерьевна Гладощук — аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 01 ноября 2017 г.
Дата публикации: 25 июня 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 66-79
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-66-79

Индекс УДК: 821(72)
Индекс ББК: 83.3(7Мек)6
Ключевые слова: Октавио Пас, «Неистовая пора», Гийом Аполлинер, интертекст, поэтическая автобиография, поэзия и история, универсализм.

Аннотация

Своеобразие поэтики книги «Неистовая пора» (1958) Октавио Паса во многом определяет автобиографическая канва: в расположении 9 текстов, ее составляющих, поэт соблюдает хронологическую и географическую последовательность своих странствий на протяжении 9 лет (1948–1957). Исходя из этого, книгу можно воспринимать как единый поэтический текст, лирический герой которого повторяет пасовский маршрут (Неаполь–Венеция–Авиньон– Париж–Индия–Токио–Женева–Мексика), преодолевая границы разных культурных пространств (Средиземноморье–Восток–Америка) и пределы своего «я». Подобный «сюжет» сближает Паса с Аполлинером, интертекстуальное присутствие которого задается заглавием и эпиграфом книги. Аполлинеровской можно назвать работу поэтического сознания, синтезирующего личные и коллективные воспоминания. Кульминационной точки этот процесс достигает в последнем тексте цикла — поэме «Камень солнца», сама структура которой выражает идею сублимации истории. В целом конкретные события из жизни поэта отражены в цикле слабо, пространство и время в ряде стихотворений условны, пересечение культурных границ совершается незаметно. Намеченная пунктиром автобиографическая линия призвана, чтобы воспроизвести архетипическое движение творца по схеме «Ухода–и–Возврата». Определенная стилистическая однородность текстов свидетельствует о зрелости поэтического сознания, воспринимающего разнообразные явления духовной жизни сквозь призму универсальных категорий. Стремление к «традиции» и «изобретательности» закономерным образом приводит Паса к поэту, стоящему у истоков современного искусства, Аполлинеру.

Список литературы

1 Великовский С.И. В скрещенье лучей: Очерки французской поэзии XIX–XX веков. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 415 с.

2 Кофман А.Ф. Октавио Пас // История литератур Латинской Америки. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 5. С. 352–405.

3 Пернатые молнии: Мексиканская поэзия XX века. М.: Радуга, 1988. 383 с.

4 Apollinaire G. OEuvres poetiques. P.: Editions Gallimard, 1990. 1267 p.

5 Brotherston G. Latin American Poetry: Origins and Presence. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. 228 p.

6 Correspondencia: Alfonso Reyes/Octavio Paz (1939–1959). Mexico: Fundacion Octavio Paz; Fondo de Cultura Economica, 1999. 261 p.

7 Paz O. La estacion violenta. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 1958. 85 p.

8 Paz O. Libertad bajo palabra. Obra poetica (1935–1958). Mexico: Fondo de Cultura
Economica, 1960. 317 p.

9 Paz O. Obras completas: en 15 vol. Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 1994. T. 2: Excursiones/Incursiones. Dominio extranjero. 606 p.; Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 2003. T. 15: Miscelanea III. Entrevistas. 754 p.

10 Paz O. Jardines errantes: Cartas a J.C. Lambert (1952–1992). Barcelona: Seix Barral, 2008. 243 p.

11 Stanton A. El rio reflexivo: Poesia y ensayo en Octavio Paz (1931–1958). Mexico: Fondo de Cultura Economica, 2015. 526 p.