Аннотация
Русская актриса и режиссер Татьяна Павлова в 1926–1928 гг. осуществила две успешные постановки пьес Максима Горького на итальянской сцене. Речьидет о самой известной пьесе Горького «На дне» и пьесе «Фальшивая монета»,которая писалась Горьким в Сорренто и была поставлена впервые труппой Татьяны Павловой как европейская премьера. Интерес этих постановок — в попытке ТатьяныПавловой поставить эти пьесы в традиции Московского художественного театра, осуществившего первую постановку пьесы «На дне» в 1902 г. Максим Горький,находившийся в то время в Италии, участвовал в подготовке спектакля «На дне», приглашал актеров Татьяны Павловой к себе на виллу Галотти в Позиллипо, читал им текст пьесы, как когда-то делал это в МХТ. Однако спектакль Павловой не повторил постановки МХТ, отличавшейся, по мнению современников, излишней натуралистичностью. Спектакль Павловой поразил зрителей своей мистической атмосферой. При этом особенности «новой драмы»,создаваемой Горьким в русле художественных исканий драматургов начала ХХ в.,таких как А.П. Чехов, Г. Ибсен, А. Стриндберг, М. Метерлинк, были воспринятыпубликой и критикой как существенные недостатки драматургии Горького: на итальянской сцене в то время царил «театральный театр» А. Брагальи. Отсутствие драматического действия, обилие диалогов, отсутствие разделения персонажейна главные и второстепенные, перегруженность мелкими эпизодами мешали, по мнению критики, восприятию трагического содержания пьесы Горького. Премьераспектакля Павловой состоялась в декабре 1926 г., а в декабре 1927 г. в том жеримском театре Валле состоялись гастроли МХАТа и итальянские зрители смогли увидеть и сопоставить два выдающихся спектакля. Это сравнение открыло зрителю своеобразие «жизни русской души», с ее пессимизмом и фатализмом, в то время как героев Павловой отличали ясное сознание и понимание своего положения.
Список литературы
1 Ариас-Вихиль М.А. Идеи и драмы Максима Горького в Италии в 1905 году (по материалам Архива А.М. Горького) // Новые российские гуманитарные исследования. Вып. 8. 2013. URL: http://nrgumis.ru/articles/270/ (дата обращения: 08.01.2017).
2 Андреев Л.Н. // Курьер. 1902. 25 августа.
3 Брюсов В.Я. Ненужная правда (По поводу Московского Художественного театра) // Мир искусства. 1902. № 4. С. 67–69.
4 Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997. 478 с. Т. 3;М.: Наука, 2012. Т. 15. 966 с.
5 Мережковский Д.С. Чехов и Горький // Максим Горький: рrо et contra.
СПб.: Изд-во РХГА, 1997. 880 с.
6 Немирович-Данченко В.И. Избранные письма: в 2 т. М.: Искусство, 1979. Т. 1: 1879–1909 / сост., вступ. ст. В.Я. Виленкин. 608 с.
7 Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1960. Т. 7: Письма 1886–1917. 812 с.
8 Театральная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. IV. URL: www. вокабула.рф/энциклопедии/театральная-энциклопедия/павлова35 (дата обращения08.01.2018).
9 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 1: Письма, июль —декабрь 1903. М.: Наука, 1982. 719 с.