Аннотация
В статье, посвященной сценической истории пьесы М. Горького «На дне» в Германии, автор рассматривает опыт обращения немецких театров к творчеству Горького на фоне социально-художественной проблематики ХХ столетия. Устойчивый интерес к горьковской драматургии в Германии объясняется острой общественной значимостью и универсальностью поднятых писателем вопросов. На документальном материале фондов Музея А.М. Горького РАН исследуются интерпретации европейскими режиссерами-реформаторами актуальной своей общечеловеческой составляющей и авторской гуманистической философией культовой драмы Горького. Значительный массив раздела «Горький и немецкий театр» хранения Музея М. Горького ИМЛИ РАН связан с драмой «На дне». С первой немецкой постановкой «Ночлежки» знакомят две серии фотографий. СпектакльМакса Рейнгардта и Рихарда Валлентина, представивших в берлинском Малом театре (Kleines Theater) 10–23 января 1903 г. «Nachtasyl», имел оглушительный успех и хорошие сборы. После этой премьеры внимание к личности Горького продолжало усиливаться, в Европе он стал самым популярным русским писателем. В фашистскийпериод имя Горького оказалось под запретом. После окончания Второй мировойвойны, поделившей Германию на две части, Горький снова появился на немецкойсцене. В конце 60-х, в связи со столетием Горького (1968), волна постановок его пьес отмечалась по всему миру. Своеобразный ренессанс Горького-драматурганаблюдался в 70-е. Пьеса «На дне» ставилась в Европе, США, Англии. И режиссерами, и критиками драматургия Горького воспринималась в контексте произведений его современников — Шоу, Ибсена, Гауптмана, Толстого, Чехова.
Список литературы
1 Архив А.М. Горького. Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами. М.: Худож. лит., 1960. Т. 8. 446 с.
2 Березарк И. Сценическая история // «На дне» М. Горького. Материалы и исследования. М.; Л.: ВТО, 1940. С .227–276.
3 Горький М. Полн. cобр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2017.
4 Летопись жизни и творчества А.М. Горького. 1958–1960. Вып. 1–4.
М.: Изд-во АН СССР, 1958. Вып. 1. 702 с.