Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Autant-Mathieu.pdf
Для цитирования:

Autant-Mathieu M.-Ch. Gorki et le Théâtre d’Art de Moscou: des affinités sélectives // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 178–195. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-178-195

Автор: Отан-Матье М.-К.
Сведения об авторе:

Мари-Кристин Отан-Матье — главный научный сотрудник Национального Центра научных исследований Франции, заместитель директора института EUR’ORBEM при НЦНИ и Пари Сорбонн, 9 рю Мишле, 75006 Париж.

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10 января 2018 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Русская литература
Страницы: 178-195
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-178-195

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6 +
Ключевые слова: Московский Художественный театр, A.П. Чехов, K.С. Станиславский, B.И. Немирович-Данченко, «Mоя жизнь в искусстве», «Из прошлого», советская культурная политика, тенденциозность, «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца».

Аннотация

М. Горький дебютировал как драматург в Художественном театре, для которого он написал первые пьесы, находясь «де факто» в соревновании с А.П. Чеховым, произведения которого там ставились в то же время. Два директора театра — К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — сотрудничали, таким образом, с двумя авторами, творческие подходы которых разнились. Настоящая статья представляет собой фрагмент глобального исследования, касающегося сотрудничества Горького с Художественным театром; она повествует о том, как Станиславский и Немирович-Данченко в своих биографиях, созданных уже в советский период («Mоя жизнь в искусстве», 1926; «Из прошлого», 1936), значительно изменили свое отношение к писателю, которые изначально были весьма сложны — как из-за политической ангажированности Горького, так и из-за трудностей (преимущественно в актерской среде), возникавших в процессе постановок пьес. С середины 1920-х гг. Горький оказывается защитником Художественного театра, а оба директора забывают о политических и эстетических разногласиях и стремятся помириться с ним. Горький же способствовал превращению МХАТа в образцовый театр СССР, впоследствии названный его именем, а также поддержал Станиславского в его стремлении основать оперно-драматическую студию (1935) и обнародовать его «систему».

References

1 Basinskii P. Gor'kii [Gorky]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 2005. 451 p. (In Russ.)

2 Efros N. “Na dne”. P'esa M. Gor'kogo v postanovke MKhAT [The Lower Depths. Gorky’s play staged in the Moscow Art Theatre]. Moscow, GIZ Publ., 1923. 114 p. (In Russ.)

3 Gor'kii M. Deti solntsa [The children of the sun]. Available at: web.archive.org/web/20040115201908/
http://www.maximgorkiy.narod.ru/pesy/deti.htm (Accessed at 13 December 2017) (In Russ.)

4 Gor'kii M. Sobranie sochinenii: v 30 t. [Complete works: in 30 vols.]. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1949–1956. (In Russ.)

5 M. Gor'kii i A. Chekhov: perepiska, stat'i i vyskazyvaniia [Gorky and Chekhov: Correspondence, essays and statements]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1937. 286 p. (In Russ.)

6 Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral'noi kritike: v 3 t. [Moscow Art Theatre in Russian theatrical criticism: in 3 vols.]. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005–2010. 976 p. + 878 p. + 440 p. + 656 p. (In Russ.)

7 Nemirovich-Danchenko V.I. My Life in the Russian Theatre. Boston, Little, Brown & Co., 1936. 358 p. (In English)

8 Nemirovich-Danchenko V.I. Tvorcheskoe nasledie: v 4 t. [Heritage: in 4 vols.]. Moscow, Moskovskii khudozhestvennyi teatr Publ., 2003. 450 p. + 814 p. + 699 p. + 734 p. (In Russ.)

9 Radishcheva O.A. Stanislavskii i Nemirovich-Danchenko. Istoriia teatral'nykh otnoshenii: v 3 kn. [Stanislavsky and Nemirovitch-Danchenko]. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 1994. Book 1. 1897–1908. 461 p. (In Russ.)

10 Sobolev Iu. Vl.I. Nemirovich-Danchenko [Vl. I. Nemirovitch-Danchenko]. Petersburg, Khudozh. izd-vo “Svetozar” Publ., 1918. 164 p. (In Russ.)

11 Solov'eva I.N. Pervye vstrechi s Gor'kim [First encounters with Gorky]. Rezhisserskie ekzempliary K.S. Stanislavskogo: v 6 t. [Stanislavsky’s director’s samples: in 6 vols.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986, vol. 4, p. 10. (In Russ.)

12 Stanislavskii K.S. Sobranie sochinenii: v 9 t. [Complete works: in 9 vols.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1988–1999. (In Russ.)

13 Stroeva M.N. Rezhisserskie iskaniia Stanislavskogo: 1898–1917 [Director’s quests of Stanislavsky: 1898–1917]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 373 p. (In Russ.)

14 Vaksberg A. Le Mystère Gorki, trad. Dimitri Sesemann. Paris, Albin Michel, 1997. 452 p. (In French)

15 Vinogradskaia I.N. Zhizn' i tvorchestvo K.S. Stanislavskogo. Letopis' [Life and work of Stanislavsky. Chronicle.]. Moscow, Moskovskii khudozhestvennyi teatr Publ., 2003. 1850 p. (In Russ.)

16. Volkov N.D. Obrazy Chekhova i Gor'kogo v tvorchestve V.I. Kachalova [Images of Chekhov and Gorky in the work of V.I. Kachalov]. Vasilii Ivanovich Kachalov. Sbornik statei, vospominanii, pisem [Vasily Ivanovitch Kachalov. A collection of essays, memoir, and letters]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1954, pp. 138–157. (In Russ.)