Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2018-3-1/Zenkin.pdf
Для цитирования:

Зенкин С.Н. Натурщица и шедевр (Бальзак и его продолжатели) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 1. С. 10–57. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-1-10-57

Автор: Зенкин С.Н.
Сведения об авторе:

Сергей Николаевич Зенкин — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Российский государственный гуманитарный университет, Институт высших гуманитарных исследований, ул. Чаянова, д. 15, 125047 г. Москва, Россия.

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 05 октября 2017 г.
Дата публикации: 25 марта 2018 г.
Номер журнала: 2018 Том 3, №1
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 10-57
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-10-57

Индекс УДК: 821.131.1.0
Индекс ББК: 83.3(4Фра)52
Ключевые слова: Бальзак, «Неведомый шедевр», Готье, Гонкуры, Золя, Риветт, визуальный образ в повествовании.

Аннотация

Новелла «Неведомый шедевр» — одно из самых комментируемых произведений Бальзака. В статье предлагается ее новое прочтение, соотносящее нарративные структуры текста с их деформирующим воздействием на искусственный визуальный образ (картину живописца), фигурирующий в рассказе. Этот процесс рассматривается на общем фоне подвижности «колышущегося» бальзаковского текста, существенно меняющегося при каждой авторской доработке, затемняющего важные обстоятельства сюжета и делающего двусмысленным заглавный визуальный образ: образ расслаивается, обретает толщину вместо глубины, а изображенная на нем фигура выступает из его гладкой поверхности. За анализом бальзаковского текста следует обзор других произведений французской литературы и кино, разрабатывавших вслед за ним сюжет о «шедевре и натурщице» (Теофиль Готье, братья Гонкуры, Эмиль Золя, Жак Риветт).

Список литературы

1 Бальзак О. Собр. соч.: в 15 т. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 13. 664 с.

2 Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [1966] / перевод Г.К. Косикова // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 196–238.

3 Готье Т. Избранные произведения. М.: Худож. лит., 1972. Т. 1. 574 с.

4 Грифцов Б.А. Как работал Бальзак [1937], глава 1 // Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худож. лит., 1988. С. 278–345.

5 Зенкин С.Н. Интрадиегетический образ в фантастическом рассказе // А.М.П.: Памяти А.М. Пескова. М.: РГГУ, 2013. С. 384–395.

6 Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2002. 288 с.

7 Золя Э. Творчество / пер. Т. Ивановой и Е. Яхниной. М.: Худож. лит., 1981. 400 с.

8 Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Иенсена // Иенсен В. Градива. Одесса: Жизнь и душа, 1912. URL: http://knigosite.org/library/read/906 (дата обращения 05.08.2017).

9 Ямпольский М.Б. О близком: Очерки немиметического зрения. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 240 с.

10 Assoun Paul-Laurent. La femme et l’œuvre: Le fétichisme dans Le Chef-d’œuvre inconnu // Analyses et réflexions sur Balzac: Le Chef d’œuvre inconnu, Gambara, Massimilla Doni. (Ouvrage collectif). Paris: Ellipses, 1993.

11 Balzac Honoré de. La Comédie humaine. X. Études philosophiques. Paris: Gallimard, 1979. 1834 p. (Bibliothèque de la Pléiade)

12 Béguin Albert. Préface [du Chef-d’œuvre inconnu] // L’Œuvre de Balzac. Paris: Le Club français du livre, 1955. T. 12.

13 Bonard Olivier. La Peinture dans la création balzacienne (Thèse). Genève: Droz, 1969.190 p.

14 Butor Michel. Le Marchand et le génie (Improvisations sur Balzac, I). Paris: La Différence, 1998. 467 p.

15 Conversations avec Cézanne. Paris: Macula, 1978. 237 p.

16 Damisch Hubert. Fenêtre jaune cadmium, ou les Dessous de la peinture. Paris: Le Seuil, 1984. 319 p.

17 Didi-Huberman Georges. La Peinture incarnée. Paris: Minuit, 1985. 169 p.

18 Dosi Francesca. Trajectoires balzaciennes dans le cinéma de Jacques Rivette (Thèse Paris 3). La Madeleine: Lett Motif, 2014. 630 p.

19 Eigeldinger Marc. La Philosophie de l’art chez Balzac. Genève: Slatkine Reprints, 1998 (1955). 182 p.

20 Filoche Jean-Luc. Le Chef-d'œuvre inconnu: Peinture et connaissance // Acta Baltica. 1980. № 1. P. 47–59.

21 Gans Eric Lawrence. Le chef-d’œuvre inconnaissable de Balzac: Les limites de l’esthétique  classique // Gans E.L. Essais d’esthétique paradoxale. Paris: Gallimard, 1977. P. 179–193.

22 Gautier Théophile. Romans, contes et nouvelles. Paris: Gallimard, 2002. T. 1.(Bibliothèque de la Pléiade). LXXIX–1582 p.

23 Goncourt Edmond et Jules de. Manette Salomon. Paris: A. Lacroix, Verboeckhoven & C°, 1868. 2 vol.

24 Heinich Nathalie. Le Chef-d’œuvre inconnu, ou l’artiste investi // Autour du Chef-d’œuvre inconnu de Balzac. Paris: ENSAD, 1985. P. 75–83.

25 Kashiwagi Takao. Catherine Lescault, qui est-ce?: Le Chef d’œuvre inconnu, roman d’amour ou roman de peinture? // Osaka University Knowledge Archive. 1993. URL: http://hdl.handle.net/11094/47855 (дата обращения: 05.05.2017)

26 Laubriet Pierre. Un catéchisme esthétique: Le Chef-d'œuvre inconnu de Balzac. Paris: Didier, 1961. 258 p.

27 Le Men Ségolène. L’indicible et l’irreprésentable: Les éditions illustrées du Chef-d’œuvre inconnu // Autour du Chef-d’œuvre inconnu de Balzac. Paris: École nationale supérieure des arts décoratifs, 1985. P. 15–33.

28 Lebensztejn Jean-Claude. Cinq lignes de points // Autour du Chef-d’œuvre inconnu de Balzac. Paris: École nationale supérieure des arts décoratifs, 1985. P. 149–171.

29 Marin Louis. Les secrets des noms et des corps [1985] // Marin Louis. Lectures traversières. Paris: Albin Michel, 1992.

30 Massol Chantal, Cœuré Catherine. Postérité du Chef-d’œuvre inconnu // Balzac et la peinture. Tours: Farrago, 1999. P. 153–169.

31 Massol Chantal. L’artiste ou l’imposture: le secret du Chef-d’œuvre inconnu //Romantisme. 1986. № 54. P. 44–57.

32 Mérimée Prosper. Romans et nouvelles. Paris: Classiques Garnier, 1967. T. II. 704 p.

33 Pavel Thomas. L’Univers de la fiction. Paris: Seuil, 1988. 210 p.

34 Seknadje-Askenazi Enrique. La Belle Noiseuse: peinture et vérité // Analyses et réflexions sur Balzac: Le Chef d’œuvre inconnu, Gambara, Massimilla Doni. (Ouvrage collectif). Paris: Ellipses, 1993.

35 Serres Michel. Genèse. Paris: Grasset, 1982. 222 p.

36 Vouilloux Bernard. Le Tournant «artiste» de la littérature française. Paris: Hermann, 2011. 535 p.

37 Zola Émile. L’Œuvre. Paris: Charpentier, 1886. 491 p.