Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Zakharova-Klyaus-Makhova.pdf
Для цитирования:

Захарова Н.В., Кляус В.Л., Махова Л.П. Молитвенное песнопение Богине чадородия // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 290–325. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-290-325

Автор: Захарова Н.В.
Сведения об авторе:

Наталья Владимировна Захарова — кандидат филологических наук, заведующий отделом стран Азии и Африки, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

Автор 2: Кляус В.Л.
Сведения об авторе 2:

Владимир Леонидович Кляус ― доктор филологических наук, заведующий отделом фоль- клора, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

Автор 3: Махова Л.П.
Сведения об авторе 3:

Людмила Петровна Махова — научный сотрудник, Научный центр народной музыки им. К.В. Квитки, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайков- ского, ул. Большая Никитская, д. 13/6, 125009 г. Москва, Россия.

Дата поступления: 30 мая 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 290-325
DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-290-325
Индекс УДК: 398.88
Индекс ББК: 82.3
Ключевые слова: китайский фольклор, молитвенные песнопения, родильная обрядность, Сунцзы няннян, Богиня Чадородия.

Видео с молитвенным песнопением: https://youtu.be/PM5uorKSmPs

Аннотация

В статье анализируется молитвенное песнопение Богине Чадородия, исполненного слепым певцом под аккомпанемент струнного инструмента бэньху и ножных кастаньет в храмовом комплексе духа горы Тайшань Дун Юэ в уезде Пусянь провинции Шаньси Китайской Народной Республики. Видеофиксация песнопения была сделана в апреле 2011 г. в дни, предшествующие Храмовому празднику в честь Дун Юэ, возрожденному в современном Китае. Текст песнопения публикуется не только в переводе на русский, но и на китайском языке. Китайский представлен в трех графических вариантах — в иероглифике, в нормированном пиньинь и в «транскрибированном пиньинь», отражающем реальное произношение слов, что позволяет отметить их диалектные особенности. В статье дается нотировка мелодии и инструментального сопровождения, а также их этномузыковедческая характеристика. Музыкальный строй инструмента, ладовая специфика указывают на принадлежность данного музыкального произведения к стилю северной музыкальной школы Китая. Авторами проанализировано стихосложение и строфика поэтической молитвы. Сделан вывод о том, что метрико-композиционное деление — песнопение — состоит из двустиший (за исключением последней строфы, состоящей из трех строк), между которыми отыгрывается инструментальный отыгрыш, что было свойственно уже древней песенной поэзии Китая. Анализ содержания и образной системы текста указывает на то, что он отражает народные представления китайцев о Сунцзы няннян, Богине Чадородия, и сложился еще во времена феодального Китая: в нем предопределяется судьба будущего сына молодых супругов, заказавших молитвенное песнопение, описываемое как путь «чиновника» и «благородного мужа», образ которого складывался на протяжении двух тысячелетий на основе конфуцианских канонов.

Список литературы

1 Виноградова E.В., Желоховцев А.Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия; Сов. композитор, 1974. Т. 2. Стб. 807–815.

2 Воскресенский Д.Н. Человек в системе государственных экзаменов // История и культура Китая. М.: ГРВЛ, 1974. С. 325–361.

3 Ежов. В.В. Мифы древнего Китая / предисл. и коммент. И.О. Родина. М.: Астрель, АСТ, 2003. 496 с.

4 Замовы / уклад. Г.А. Барташевич. Мiнск: Навука i тэхніка, 1992. 597 с.

5 Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М.: Наследие, 1997. 464 с.

6 Кравцова М.Е. Стихосложение // Духовная культура Китая: энциклопедия / ред. М.Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2008. Т. 3: Литература. Язык и письменность. С. 149–151.

7 Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1973. Т. 1: А — Гонг. 1072 стб.

8 Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1982. Т. 6: Хейнце — Яшугин. 1008 стб.

9 Мэн-цзы / предисл. Л.Н. Меньшикова, пер. с китайского, указ. В.С. Колоколова / под ред. Л.Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.

10 Рифтин Б.Л. Сказитель Ши Юй-кунь и его истории о мудром судье Бао и храбрых защитниках справедливости // Ши Юй-кунь. Трое храбрых, пятеро справедливых. М.: Худож. лит., 1974. С. 5–20.

11 Рифтин Б.Л. Устный сказ в Китае и новаторство Хань Ци-сяна (40-е годы) // Национальные традиции и генезис социалистического реализма. М.: Наука, 1965. С. 564–580.

12 Сокольников Н.П. Болезни и рождение человека в селе Маркове на Анадыре // Этнографическое обозрение, 1911. Кн. 90–91. Вып. 3–4. С. 71–172.

13 Спешнев Н.А. Китайская простонародная литература. М.: Наука, 1986. 319 с.

14 Ульянов М.Ю. Жречество древнего Китая периода Чуньцю (771–453 гг. до н. э.): по данным Чуньцю Цзочжуань («“Весны и осени” господина Цзо») // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции (Москва, 20 апреля 2015 г.). М., 2015. С. 13–15.

15 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 605 с.

16 Холопов Ю.Н. Лад // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия; Сов. композитор, 1976. Т. 3: Корто — Октоль. Стб. 130– 143.

17 Холопов Ю.Н. Пентатоника // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1978. Т. 4: Окупов — Симович. Стб. 234–237. 

18 Ши Тешэн. Жизнь как натянутая струна // Современная китайская проза. Жизнь как натянутая струна: антология составлена Союзом китайских писателей / пер. Е. Митькиной. М.: АСТ; СПб.: Arabesque-Books — Астрель-СПб, 2007. 544 c.

19 中华全国风俗志. Чжунхуа цюаньго фэнсу чжи (Обзор нравов и обычаев Китая). Шанхай, 2011. URL: http://vdisk.weibo.com/s/yUrcBMm2VxaOg (дата обращения: 12.05.2017)