Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Staf.pdf
Для цитирования:

Стаф И.К. Аллегория, поэтрия, риторика: к понятию поэтического вымысла во Франции конца XV в.// Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 10–29. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-10-29

Автор: Стаф И.К.
Сведения об авторе:

Ирина Карловна Стаф — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 03 сентября 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Теория литературы
Страницы: 10-29
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-4-10-29

Индекс УДК: 821.133.1
Индекс ББК: 83.3(4Фра)4
Ключевые слова: аллегория, вымысел, «Генеалогия языческих богов», «поэтрия», моральная философия, «Морализованный Овидий».

Аннотация

Аллегорическое измерение текста в культуре раннего французского Возрождения стало (под влиянием «Генеалогии богов» Боккаччо) главным аргументом в защиту поэтического вымысла (fabula). Однако перенос идей Боккаччо на французскую почву сопровождался существенным переосмыслением основополагающих принципов его труда. Если в «Генеалогии…» истина, скрытая под покровом «басен», есть множество возможных толкований мифологического материала, складывающихся в единый макрокосм, то заальпийские последователи итальянского гуманиста — от августинца Жака Леграна, автора трактата «Красноречивейшая София Мудрость» (ок. 1400) до анонимного автора «Олимпа историй поэтических» (1539), — следуя традиции как средневековой мифографии, так и средневековых переложений «Метаморфоз» Овидия, создают пространные перечни античных богов и персонажей, трактуя их как иносказательное поучение, наставление в истинной вере. Интерпретация оказывается первичной по отношению к мифологи- ческому вымыслу, перемещая его в сферу «моральной философии» и превращая в exemplum, поучительный пример. Подобная экзегеза функционально приравнивает поэтические «басни» древних к библейским сюжетам: из тех и других «моральный философ» или проповедник может почерпнуть необходимый ему материал. Именно так понимает сущность и задачи науки о вымысле (poetrie) Жак Легран. Тем са- мым «поэтрия», каталог морализованных, разъятых на отдельные loci communes и классифицированных по категориям моральной философии вымыслов, становится частью риторики, проникая в некоторые трактаты по «второй риторике», т. е. стихотворству на народном языке. К началу XVI в. учение о fabula оказалось целиком подчинено принципу «украшенной речи», пополнив собой набор риторических фигур, необходимых оратору, а поэтический вымысел приобрел новый статус: сохраняя свою аллегорико-морализаторскую природу, он перестал нуждаться в эксплицитном толковании: образованный читатель получил право интерпретировать его без посредничества наставника-комментатора.

Список литературы

1 Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов / пер. В. Бибихина // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. Т. II. С. 11–63.

2 Лукасик В.Ю. Миф до Ренессанса: Античная мифология во французской поэзии позднего Средневековья. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 223 с.

3 La bible des poetes. methamorphoze. nouuellement imprime a paris. Explicit : Cy finist la bible des poetes de methamorphoze. Imprime a paris ce premier iour de mars mil quatre cens quatre vings et treze par anthoine verard libraire demourant a paris sur le pont nostredame a lymaige sainct iehan leuangeliste ou au palais au premier pillier ou on chante la messe des presidens (BNF Rés. Vélins 559) Available at: http://gallica. bnf.fr/ark:/12148/bpt6k709675.r=La%20Bible%20des%20po%C3%ABtes%2C%20 M%C3%A9tamorphose%20d’Ovide (Accessed 15 March 2017).

4 Boccaccio G. Genealogia degli Dei / A cura di Lucio Tarzariol. Available at: http:// spazioinwind.libero.it/reminiscenti/Genealogia_degli_Dei_di_Giovanni_Boccaccio. pdf (Accessed 15 March 2017). allegories, comme assez d’elle mesmes allegorisant. Parquoy en ce grand Olympe sont obmises en gardant le naturel de L’auteur…» [5, p. 47]. Теория литературы / И.К. Стаф 27

5 Campagne H. Mythologie et rhétorique aux XVe et XVIe siècles en France. Paris: H. Champion, 1996. 293 р.

6 Charrier S. Recherches sur l’œuvre latine en prose de Robert Gaguin (1433–1501). Paris: H. Champion, 1996. 576 p. (Bibliothèque littéraire de la Renaissance: série 3; 35).

7 Cornilliat F., Mühlethaler J.-C., Dull O.A. La poésie parmi les arts au XVe siècle // Poétiques de la Renaissance. Le modèle italien, le monde franco-bourguignon et leur héritage en France au XVIe siècle / sous la dir. de P. Galand-Hallyn et F. Hallyn. Genève: Droz, 2001. P. 29–52.

8 Di Stefano G. Multa mentiere poetae: le débat sur la poésie de Boccace à Nicolas de Gonesse. Montréal: CERES, 1989. 79 р.

9 Di Stefano G. Il Trecento // Il Boccaccio nella cultura francese. Firenze: Olschki, 1971. P. 1–47.

10 Fabri P. Le Grand et vrai art de pleine rhétorique. Livres I–III / publ. avec introd., notes et glossaire par A. Héron. Genève: Slatkine Reprints, 1969. 310, 140, XXXV, 136 p.

11 Ghisalberti F. Ovidius Moralizatus di Pierre Bersuire. Roma: Cuggiani, 1933. 136 p.

12 Graziani F. Mythologia, Genealogia, Archaiologia: Fonction paléontologique de la mythographie // Kernos. Revue internationale et pluridisciplinaire de religion grecque antique. 2006. № 19. Available at: http://kernos.revues.org/450 DOI : 10.4000/ kernos.450 (Accessed 15 March 2017).

13 Langlois E. Recueil d’arts de seconde rhétorique. Paris: Imprimerie nationale, 1902. LXXXVIII–498 p.

14 Legrand J. Archiloge Sophie. Livre de bonnes meurs / ed. critique avec introd., notes et index par E. Beltran. Paris: H. Champion, 1986. 430 p. (Bibliothèque du XVe siècle, XLIX).

15 Macfarlane J. Antoine Vérard. Genève: Slatkine Reprints, 1971. 143 p.

16 Molinet J. Le temple de mars dieu de bataille. S.l. s.d. Available at: http://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k72017m.r=Molinet%20Temple%20de%20Mars (Accessed 15 March 2017).

17 Mora F. Deux réceptions des Métamorphoses au XIVe et XVe siècle. Quelques remarques sur le traitement de la fable et de son exégèse dans l’Ovide moralisé en vers et sa première mise en prose // Cahiers de Recherches Mediévales et Humanistes. 2002. № 9: Lectures et usages d’Ovide Available at: https://crm.revues.org/64#ftn4 (Accessed 15 March 2017).

18 Ovide moralisé. Poème du commencement du quatorzième siècle publié d’après tous les manuscrits connus / par C. De Boer. Amsterdam: Müller, 1915. Vol. I. 782 p.

19 Ovide moralisé en prose: texte du XV siècle / ed. critique par C. De Boer. Amsterdam: North Holland Pub. Co, 1954. 408 p.

20 Pionchon P. La Généalogie des dieux païens entre le Décaméron et les nouvelles des humanistes du premier XVe siècle // Cahiers d’études italiennes. 2010. № 10. Nouvelle et roman. P. 55–78. 28

21 Sozzi L. Boccaccio in Francia nel Cinquecento // Il Boccaccio nella cultura francese. Firenze: Olschki, 1971. P. 211–349.

22 Thénaud J. La Lignée de Saturne. Ouvrage anonyme (B.N. Ms. Fr. 1358). Suivi de La Lignée de Saturne ou le Traité de science poétique (B.N. Ms. Fr. 2081) / textes éd. et prés. avec notes et commentaires par G. Mallary Masters avec la collab. d’Eliane Jasenas. Genève: Droz, 1973. 174 р. (Travaux d’humanisme et Renaissance, 130).

23 Winn M. B. Anthoine Vérard, Parisian Publisher. 1485–1512. Prologues, Poems and Presentations. Genève: Librairie Droz, 1997. 555 р. (Travaux d’humanisme et Renaissance, 313).