Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Pigin.pdf
Для цитирования:

Пигин А.В. Рассказ об «ожившей женщине» в осмыслении тульского старообрядцаД.В. Батова // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 326–339. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-326-339

Автор: Пигин А.В.
Сведения об авторе:

Александр Валерьевич Пигин — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 12 июля 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Фольклористика
Страницы: 326-339
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-4-326-339

Индекс УДК: 398.2
Индекс ББК: 82.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: фольклорный жанр «обмирания», видения потустороннего мира, архимандрит Макарий (Глухарев), Д.В. Батов, старообрядчество.

Аннотация

Статья посвящена одному из жанров русской фольклорной прозы — «обмираниям» — рассказам о посещении душой того света во время летаргического сна. На конкретном примере обсуждается проблема восприятия подобных текстов реципиентами. На рубеже XIX—XX вв. известный тульский старообрядческий издатель Д.В. Батов (1825–1910) написал небольшую статью «О чтении брошурныхъ фразъ» (другое изд.: «О чтении баснословныхъ брошуръ»), в которой подверг резкой критике рассказ об «ожившей женщине», записанный в начале 1830-х гг. на Алтае архимандритом Макарием (Глухаревым). Жена местного казака, согласно этому рассказу, «обмирала» и была вознесена на небеса к самому Господу, который, вняв мольбам о ней, отпустил ее на землю, а вместо нее повелел принести душу другой женщины с тем же именем. Д.В. Батов интерпретировал «обмирание» как откровенный вымысел, распространяемый господствующей церковью наряду с другими «баснословными» историями и повреждающий веру. В статье разбираются аргументы Д.В. Батова, главным из которых является полное несоответствие, с его точки зрения, этого рассказа православному учению о посмертном хождении души по мытарствам, получившему наиболее завершенное образное воплощение в византийском Житии Василия Нового (X в.). Текст, принадлежащий народной культуре, был прочитан тульским старовером по законам церковной, книжной топики. Верификация текстов религиозным сознанием заключается, таким образом, в соотнесении их с той традицией, которая признается реципиентом единственно правильной. В статье анализируется и само «обмирание» в записи архимандрита Макария, устанавливаются близкие ему параллели в устных и письменных текстах визионерского жанра.

Список литературы

1 Батов Д.В. О чтении баснословныхъ брошуръ. Б. м., б. г. 6 л. (Отдел редких книг Библиотеки Российской Академии наук (С.-Петербург), 4008 СП, конец XIX– начало XX в.).

2 Батов Д.В. О чтении брошурныхъ фразъ. Б. м., б. г. 6 л. (Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук (С.-Петербург), Вятское собрание, № 624, конец XIX–начало XX в.).

3 Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии наук: последняя четверть XIX–первая четверть XX вв. Каталог изданий и избранные тексты. СПб.: БАН, 2012. 460 с.

4 «Велел Господь показать тебе…» / предисловие к публикации В.Ф. Шевченко // Живая старина. 1999. № 2. С. 27–29.

5 Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» сред- них веков // Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Вып.

8. С. 3–27. 6 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.

7 Кондратьев Ф.П. Памяти почившего о Господе незабвенного труженика Дионисия Васильевича Батова // Щит веры. 1912. № 1: Январь. С. 49–62; № 2: Февраль. С. 132–143; № 3: Март. С. 241–251.

8 Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. 1912. № 1: Январь. С. 46–49.

9 Николаев Н.И. Патерик Римский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1987. Вып. 1: XI–первая половина XIV в. С. 313–316.

10 Отрывки из путевых записок миссионера а<рхимандрита>М<акари>я // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1836. Ч. 3: Июль–сентябрь. С. 96–100.

11 Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеславянском переводе / изд. подгот. К. Дидди. М.: Индрик, 2001. 505 с.

12 Пивоваров Б., прот., Павлова О.А., Ахмадиева С.Ф., Третьякова М.К. Макарий (Глухарев) // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2016. Т. 42. С. 434–442.

13 Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 431 с.

14 Предсмертное обращение вольнодумца. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1889. 8 с.

15 Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. М.: Лабиринт, 2016. 544 с.

16 Скворцов Д. Тульский поморский наставник Денис Васильев Батов. Тула: Типография Е.И. Дружининой, 1911. 10 с. Фольклористика / А.В. Пигин 337

17 Толстая С.М. Обмирание // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 462–464.

18 Толстая С.М. Рассказы о посещении «того света» в славянской фольклорной традиции в их отношении к книжному жанру «видений» // Jews and Slavs. Jerusalem, 2003. Vol. 10: Semiotics of Pilgrimage. С. 43–54.

19 Черепанова О.А. Стилистические наблюдения в области жанров «народного православия» // Русская историческая филология: Проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской научной конференции памяти Н.А. Мещерского. Петрозаводск: Периодика, 2001. С. 134–142.

20 Яксанов В.З. Два светильника: памяти Дионисия Васильевича Батова и Андрея Александровича Надеждина // Щит веры. 1912. № 1: Январь. С. 34–38.