Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Markov.pdf
Для цитирования:

Марков А.В. «Леонардески» Ахматовой: комментарий к живописной реальности // Studia Litterarum. 2017.

Т. 2, № 4. С. 208–217. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-208-217

Автор: Марков А.В.
Сведения об авторе:

Александр Викторович Марков — доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 27 июня 2017
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Русская литература
Страницы: 208-219
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-4-208-217

Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Ахматова, Недоброво, леонардески, живопись в поэзии, художественное пространство.

Аннотация

В данной статье исследуются причины упоминания живописца сиенской школы Содомы (Джованни Антонио Бацци) среди художников школы Леонардо да Винчи в важном для Ахматовой стихотворении Н. Недоброво. Найденные источники, а именно работы Мережковского, Фрейда и Муратова, объясняют сближение творчества Содомы с творчеством Леонардо да Винчи. Доказывается, что поводом к этому курьезу стало анекдотическое повествование Вазари, переосмысленное писателями ХХ в. в духе «романтической иронии». Но помещение «романтической иронии» в контекст разговора о живописи как об отражении мира повлияло на Недоброво и Ахматову в их представлении о подлинном существовании как «зазеркалье». Таким образом, тема зеркал Ахматовой может быть уточнена не только как автобиографическая или доминантная для ее художественного мира, но и как связанная с топикой живописи как зеркала и с рассказом Вазари о Содоме как художнике одновременно серьезном и смешном, невольно пародировавшем самого себя и при этом последовательно выстраивавшем свой образ, что позволяет внести некоторые частные уточнения в ключевой ахматовский топос двойничества.

Список литературы

1 Антошина Е.В. Мотив «ожившего портрета» в структуре сюжета романа В.В. Набокова «Камера обскура» // Ученые записки РГСУ. 2010. № 10. С. 186–191.

2 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зод- чих: в 5 кн. М.: Директ-медиа, 2015.

3 Муратов П.П. Образы Италии. М.: Директ-медиа, 2015. 934 с.

4 Орлова Е.И. На границе живописи и поэзии // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Симферополь: Крымский архив, 2008. Вып. 6. С. 69–81.

5 Солонович Е. К истории двух стихотворений Ахматовой // Вопросы литературы. 1994. № 5. С. 302–304. Русская литература / А.В. Марков6 Фрейд З. Леонардо да Винчи. М.: Директ-медиа, 2015. 82 с.

7 Цивьян Т.В. Странствие Анны Ахматовой в ее Италию // La Pietroburgo di Anna Achmatova. Bologna: Grafis Edizioni, 1996. P. 48–52.

8 Bartalini R. Le occasioni del Sodoma. Rome: Donzelli editore, 1996. 146 p.