Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Chekalov-Pakhsaryan.pdf
Для цитирования: Чекалов К.А., Пахсарьян Н.Т. Архитектоника романного цикла П. Сувестра и М. Аллена о Фантомасе и проблема серийности в массовой литературе // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 114–133. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-114-133
Автор: Чекалов К.А.
Сведения об авторе: Кирилл Александрович Чекалов — доктор филологических наук, заведующий Отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
Автор 2: Пахсарьян Н.Т.
Сведения об авторе 2: Наталья Тиграновна Пахсарьян — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.
Дата поступления: 10 июня 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 114-133
DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-114-133
Индекс УДК: 82 313.1
Индекс ББК: 83.3(4Фра)
Ключевые слова: роман-фельетон, романная серия, издательский проект, нарративные клише, рекуррентные персонажи, массовая литература.

Аннотация

В статье исследуется структура 32-томной романной серии о «Фантомасе», созданной П. Сувестром и М. Алленом, прослеживаются линии традиции жанра романа-фельетона и связанные с серийностью жанровые новации: относительная завершенность истории каждого тома и связь томов между собой через «ускользание» главного героя от преследования. Сравниваются поэтологические приемы развития фабулы, выявляются особенности изображения действительности «Прекрасной эпохи» посредством введения узнаваемых «культурных знаков», вариации на темы повседневных происшествий, газетной криминальной хроники, дан анализ образа Фантомаса и других рекуррентных персонажей «Фантомасианы» (инспектора Жюва, Фандора, Элен, леди Бельтам и др.). Мифологизация главного героя серии как воплощения «Зла», «гения преступлений», характерное для романов Сувестра и Аллена смешение достоверного, правдоподобного и воображаемого, вымышленного, ужасного и комического, построенного на вариациях литературных и журналистских клише, повторы фабульных ситуаций, угадывание «читательских ожиданий» и стремление их удовлетворить — важные приметы массовой литературы, сохраняющиеся и в других ее видах — в частности, в телесериалах и комиксах.

Список литературы

1 Alfu. Encyclopédie de Fantomas. Amien, Alfu autoédition, 1981. 330 p. (In French)

2 Allain M. Du roman populaire et de ses possibilités commerciales, mémoire rédigé en 1938 à l’intention de la librairie Fayard pour le lancement d’une nouvelle série. Fantômas, ed. par F. Lacassin. Paris, Laffont, 1988, t. III, p. 1240 (In French)

3 Artiaga L., Letourneux M. Fantômas! Biographie d’un criminel imaginaire. Paris, Les Prairies ordinaires, 2013. 184 p. (In French) 11 См. главу «Les Fantômas de Hunebelle: la défaite d’un mythe» [9, p. 453–466]. Studia Litterarum /2017 том 2, № 4 132

4 Aubry D. Du roman-feuilleton à la série télévisuelle. Pour une rhétorique du genre et de la sérialité. Berne, Peter Lang, 2006. 244 p. (In French)

5 Audureau A. Fantômas. Un mythe moderne au croisement des arts. Rennes, Presses univ. de Rennes, 2010. 334 p. (In French)

6 Confession de Marsel Allain, suivi d’un débat. Entretiens sur la paralittérature. Paris, Plon, 1970, pp. 77–117. (In French)

7 Contrat passé entre Pierre Souvestre et Arthème Fayard le 14 janvier 1911. Europe, 1978, no 590–591, juin-juillet, pp. 4–6. (In French)

8 Conversation avec Marcel Allain. Entretiens sur la paralittérature. Paris, Plon, 1970, pp. 79–83. (In French)

9 De l’écrit à l’écran, Jacques Migozzi dir. Limoges, PULIM, 2010. 870 p. (In French)

10 Dictionnaire du roman populaire francophone, Danièle compère (dir.). Paris, Nouveau Monde, 2007. 484 p. (In French)

11 Fournel V. Figures d’hier et d’aujourd’hui. Paris, Calmann Lévy, 1983, pp. 225–243. (In French)

12 Guise R. Balzac et le roman feuilleton. L’Année balzacienne, 1964, pp. 283–338. (In French)

13 Hamon Ph. Faits divers et littérature. Romantisme, 1997, no 97, pp. 7–16. (In French)

14 Kalifa D. La véritable histoire de la Belle époque. Paris, Fayard, 2017. 296 p. (In French)

15 Kalifa D. Usage du faux. Faits divers et romans criminels au XIX siècle. Annales. Histoire. Sciences. Sociales, 1999 (54-ème année), no 6, pp. 1345–1362. (In French)

16 La querelle du roman-feuilleton. Littérature, presse et politique, un débat précurseur (1836–1848), textes réunies et présentés par L. Dumasy. Grenoble, ELLUG, 1999. 276 p. (In French)

17 Leiduan A. Introduction. Sérialité narrative: enjeux esthétiques et économiques. Cahiers de Narratologie, 2016, no 31. Available at: http://narratologie.revues.org/7561 (Accessed 15 March 2017). (In French)

18 Letourneux M. Des feuilletons aux collections populaires: Fantömas, entre modernité et héritages sériels. Belphégor. Littérature populaire et mediatique. Paris, 2013, vol. 11, no 1. Available at: http://belphegor.revues.org/286 (Accessed 15 March 2017). (In French)

19 Letourneux M. Introduction — la littérature au prisme des sérialités. Belphégor, 2016, no 14. Available at: https://belphegor.revues.org/794 (Accessed 15 March 2017). (In French)

20 Mémoire rédigé par Marcel Allain le 5 novembre 1938 à l’attention des éditions Fayard. Fantômas, ed. рar F. Lacassin. Paris, Laffont, 1988, t. II, pp. 1238–1250. (In French)

21 Mollier J.-Y. La naissance de la culture médiatique à la Belle époque: mise en place des structures de diffusion de masse. Etudes littéraires, 1997, vol. 30, no 1, pp. 15–26. (In French)

22 Odaert O. Sérialité et personnages. Du roman populaire à la bande dessinée. Belphégor, 2016, no 14. Available at: https://belphegor.revues.org/777 (Accessed 15 March 2017). (In French) 

23 Sainte-Beuve Ch. De la littérature industrielle. Revue des Deux Mondes, 1839, septembre, pp. 675–691. (In French)

24 Souvestre P., Allain M. Fantômas. Edition integrale. Paris, Robert Laffont, 2013–2015. Vol. 1–5. 1270 p. + 1250 p. + 1217 p. + 1084 p. + 1154 p. (In French)

25 Thérenty M.-E. Mosaïques. Etre écrivain entre presse et roman (1829–1836). Paris, Honoré Champion, 2003. 735 p. (In French) 26 49 280 000 lignes. Souvestre P., Allain M. Fantômas. Edition integrale. Paris, Robert Laffont, 2014, vol. 3, pp. 1193–1196. (In French)