Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-4/Baldanmaksarova.pdf
Для цитирования:

Балданмаксарова Е.Е. «Завет» XII Пандито Хамбо-ламы Дашидоржи Итигэлова в контексте буддийской эстетико-философской системы // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 270–289. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-270-289

Автор: Балданмаксарова Е.Е.
Сведения об авторе:

Елизавета Ешиевна Балданмаксарова — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, 125319 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 17 июля 2017 г.
Дата публикации: 25 декабря 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №4
Рубрика: Литература народов России и Ближнего зарубежья
Страницы: 270-289
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-4-270-289

Индекс УДК: 82.091
Индекс ББК: 83.3(=64)
Ключевые слова: XII Пандито Хамбо-лама Дашидоржи Итигэлов, буддийская филосо- фия, литературный канон, индо-тибето-монголо-бурятские литературные связи.

Аннотация

Статья посвящена не исследованному в бурятском литературоведении художественному тексту, написанному известным буддийским ученым-философом XII Пандито Хамбо-ламой Дашидоржи Итигэловым. Анализируемый поэтический текст — последнее, написанное Д. Итигэловым в жанре послания произведение под названием «Завет» (1927) — адресовано людям XXI в. В 2017 г. исполняется 90-летие достижения XII Пандито Хамбо-ламой Дашидоржи Итигэловым феноменального состояния, а 10 сентября — 15-летие со дня обретения Им Драгоценного Неиссякаемого Тела. Д. Итигэлов был не только лидером бурятского общества, возглавлявшим религиозную и светскую (государственную) деятельности до 1917 г. Но, как ученый-богослов, творчески одаренная личность, он оставил богатое литературно-художественное, религиозно-философское наследие, написанное в контексте буддийской эстетико-философской системы. Безусловно, это наследие, имеющее непреходящую ценность, необходимо ввести в научный оборот, познакомить современников с этими текстами, сохранив их оригинальность, широту охвата духовных, мировоззренческих проблем, остро актуальных для современного мира.

Список литературы

1 Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Тол- кования Коренных строф о Срединности [называемого] Бесстрашным [опровер- жением догматических воззрений]» (Муламадхъямака-вритти Акутобхайя). М.: Восточная литература, 2006. 435 с.

2 Андросов В.П. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского и тибетского языков с ком- ментариями. М.: Алмазный путь, 2010. 512 с.

3 Арья Шура. Гирлянда джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санс- крита А.П. Баранникова и О.Ф. Волковой. М.: Восточная литература, 2000. 285 с.

4 Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. М.: МГУ, 2002. 273 с.

5 Балданмаксарова Е.Е. «Кавьядарша» Дандина как основа развития теории по- эзии монгольских народов // Международный конгресс востоковедов ICANAS XXXVII. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2004. Т. 2. С. 741–744.

6 Балданмаксарова Е.Е. Развитие теории поэзии монгольских народов: индо-тибет- ская поэтическая традиция // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая / отв. ред. К.К. Султанов. М.: ИМЛИ РАН, 2015. Вып. V. С. 244–255.

7 Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия, Тибет) / Р. Будон; пер. с тибетск. Е.Е. Обермиллера, пер. с англ. А.М. Донца. СПб.: Евразия, 1999. 366 с.

8 Васильева Я.Д. Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет. Улан-Удэ: ООО «НоваПринт», 2013. 264 с.

9 Восточная поэтика. Тексты. Исследования. Комментарии / отв. ред. П.А. Гринцер. М., 1996. 326 с.

10 Владимирцов Б.Я. Badhicariyаvatara, Cantideva / монг. перевод Chos-kyi Nod-zera. I. Текст. (Boblioteca Budhica, XXVIII). Л.: Изд-во АН СССР, 1929. 185 с.

11 Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. / общ. ред. и вступ. статья Б.Н. Бессонова. М., 1988. 302 с.

12 Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Комментарий на «37 практик Бодхисаттвы» / пер. с англ. и тиб. М.: Открытый мир, 2006. 240 с.

13 Далай-лама. Вспышка молнии во мраке ночи. Краткий комментарий к «Бодхи- чарья-аватаре» Шантидевы / пер. с англ. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; науч. ред. Б. Загуменнов. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. 176 с.

14 Далай-лама. Совершенная мудрость. Комментарий к девятой главе «Бодхича- рья-аватары» Шантидевы / пер. с англ. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; науч. ред. Б. Загуменнов. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. 232 с.

15 Дхаммапада / пер. с пали В.Н. Топорова. М.: Согласие, 2003. 189 с.

16 Сутра сердца. Учения о Праджняпарамите. Элиста: Океан мудрости, 2008. 215 с.

17 Феномен XII Хамбо-ламы Итигэлова. Материалы II конференции. 26–27 июня 2009 г. Улан-Удэ: Иволгинский дацан, 2009. 189 с.

18 Чандракирти. Введение в Мадхъямику / пер. А. Донца. СПб.: Евразия, 2004. 244 с.

19 Чимитдоржин Д.Г. Пандито Хамбо-ламы. 1764-2010. Улан-Удэ: «Печатный дворъ», 2010. 192 с. 

20 Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) / пер. и общ. ред. Ю. Жи- ронкиной; науч. ред. Б. Загуменнов, 2-е изд., испр. и доп. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2012. 280 с.