Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2017-2-3/Fyodorov.pdf
Ключевые слова: Камерный театр, богатырь, Таиров, Демьян Бедный, история.
Для цитирования:

Федоров М.Л. Путешествие в Древнюю Русь и обратно. «Богатыри» Демьяна Бедного// Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 3. С. 236–251. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-236-251

Автор: М.Л. Федоров
Сведения об авторе:

Максим Львович Федоров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 03 июля 2017 г.
Дата публикации: 25 сентября 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №3
Рубрика: Русская литература
Страницы: 236-251
DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-3-236-251
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В статье рассматривается история создания и постановки на сцене Камерного театра пьесы Демьяна Бедного «Богатыри». В ее основе — летописное предание о принятии христианства на Руси. Образы былинных богатырей и легендарного князя Владимира представлены поэтом в сатирическом, и даже гротескном виде. Такое понимание древней русской истории отвечало пред-
ставлениям советских историков 1920-х гг. В изменившихся условиях второй половины 1930-х гг. (разгром исторической школы М.Н. Покровского) такая трактовка воспринималась как глубоко ошибочная. Спектакль был закрыт, а режиссер А.Я. Таиров и Демьян Бедный были подвергнуты опале.

Список литературы

1 Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / вступ. Cт., выбор и ред. художественного и автобиографического текста А. Ревякина. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. 661 с.
2 Бородин А.П. Богатыри. Опера-фарс. Либретто В.А. Крылова. М.: «Дека-ВС», 2005. 32 с.
3 Видре В., Донико Н., Магницкая Н. «Крещение Руси» // Рабочий и театр. 1932. № 1. С. 14.
4 Демьян Бедный. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1931. Т. XVII. 275 с.
5 Демьян Бедный. «Богатыри». К премьере в Камерном театре // Правда. 1936. 24 октября. № 294. С. 4.
6 Демьян Бедный. Собр. соч.: в 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 4. 410 с.
7 Демьян Бедный. Собр. соч.: в 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 5. 383 с.
8 Дубровский А.М. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки. URL: http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991 (дата обращения: 15.05.2017).
9 Жаров А. Демьян Бедный в моей памяти // Воспоминания о Демьяне Бедном. М., 1966. С. 227–241.
10 Загорский М. «Богатыри» в Камерном театре // Вечерняя Москва. 1936. 31 октября. № 251. С. 3.
11 Керженцев П.М. Фальсификация народного прошлого. О «Богатырях» Демьяна Бедного // Против фальсификации народного прошлого. М.; Л.: Искусство, 1937. С. 5–16.
12 Левитин М.З. Таиров. М.: Молодая гвардия, 2009. 359 с.
13 Линия ошибок (О Камерном театре) // Правда. 1936. 20 ноября. № 319. С. 3.
14 Литовский О. «Богатыри». Новая постановка Камерного театра // Советское искусство. 1936. № 50. С. 3.
15 Луначарский А.В. Художник народных масс // Воспоминания о Демьяне Бедном. М., 1966. С. 39–44.
16 Овсянико-Куликовский Д.Н. Сочинения. СПб., 1911. Т. 8. 224 с.
17 Постановление жюри правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4 классов средней школы по истории СССР // Правда. 1937. 22 августа. № 231. С. 2.
18 Совещание театральных деятелей и работников искусств // Правда. 1936. 17 ноября. № 316. С. 3.
19 Соколов Ю. О собирании фольклора // Советское краеведение. 1935. № 2. C. 12–18.
20 Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. 557 с.
21 Таиров А. «Богатыри» в Камерном театре // Известия. 1936. 26 октября. № 249. С. 4.