Название статьи  О ВИЗУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ОДНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО МОТИВА. ГРОБНИЦА В ХРАМЕ
Автор(ы)  Л.В. Фадеева
Сведения об авторе(ах)

Людмила  Витальевна  Фадеева  —  кандидат  филологических  юдмила  Витальевна  Фадеева  —  кандидат  филологических  наук, заведующий сектором фольклора и народного искусства, Государственный  институт искусствознания Министерства культуры РФ

Дата поступления  21 февраля 2017 г.
Дата публикации  25 июня 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №2
Рубрика  Фольклор
Страницы  264-289
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-2-264-289
Индекс УДК  801.73+ 7.046.3
Индекс ББК  82.3(2Рос=Рус)
Аннотация

В статье исследуется вопрос о влиянии христианской иконографии на образ- В статье исследуется вопрос о влиянии христианской иконографии на образный  мир  русских,  а  также  украинских  и  белорусских  духовных  стихов.  Изображения, несущие страстнýю символику в пространстве христианского храма как в  западной, так и в восточной традиции, рассматриваются как возможный источник  образного и сюжетного содержания духовного стиха «Хождение Богородицы» («О  трех гробницах»). Особое внимание уделено образу Гроба Господня и его конкретно-изобразительным истокам. В статье представлены эпизоды из истории становления соответствующих иконографических композиций в интерьере средневековых  католических, а позднее, во второй половине XVII  — начале XVIII столетия, и православных соборов и церквей. Представление о гробнице в храме, получившее наглядное подтверждение в богослужебной практике, отразилось в духовных стихах  не только в связи с символикой смерти. В стихе «Хождение Богородицы» изображение трех гробниц, но прежде всего гробницы самой Девы Марии, включает целый  ряд дополнений, которые, в духе западноевропейской поэтической традиции, дезавуируют мысль о конечности земного бытия и утверждают мысль о жизни вечной.  Цветы и птицы над гробницей Богородицы  — это эмблематическое изображение,  своего рода словесная икона, знаменующая финальный эпизод стиха, на который  приходится его смысловая кульминация. Эмблема эта отсылает к другим принятым  в христианской традиции изображениям, догматическое содержание которых передается через внутренне противоречивые элементы. К ним, в частности, относится  традиционный для христианской культуры образ процветшего креста.

Ключевые слова страстны`е сюжеты и образы в христианском искусстве и фольклоре,  страстны`е сюжеты и образы в христианском искусстве и фольклоре,  литургический символ, икона, духовный стих
Список литературы

1       Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освеще- 1       Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 824 с. 

2       Амроян И.Ф. Повтор в структуре фольклорного текста (на материале русских,  болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов). М.: Гос. респуб. центр  рус. фольклора, 2005. 296 с. 


3       Андреев М.Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление  (X–XIII вв.). М.: Искусство, 1989. 215 с. 


4       Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова //  Иерусалим в русской культуре. М.: Наука, 1994. С. 154–171. 


5       Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. М.: Российская академия художеств, 1996. С. 268–282. 


6       Баталов А.Л. Гроб Господень в сакральном пространстве русского храма XVI– XVII веков // Восточнохристианские реликвии. М.: Прогресс-Традиция, 2003.  С. 513–532. 


7       Белевская епархия: Официальный сайт. Новости Алексинского благочиния.  Дата размещения: 07.11.2013. URL: http://beleveparhia.ru/component/content/ 


article/10-sobytiya/1693-chudesnoe-obretenie-skulpturnogo-obraza-khrista-spasitelya (дата обращения: 12.12.2016). 


8       Бессонов П.А. Калеки перехожие. Сборник статей и исследований. М., 1861.  Вып. 2. С. 269–524; М., 1863. Вып. 4. 252 с.; М., 1864. Вып. 6. 328 с. 


9       Бучилина Е.А. Духовные стихи: Канты: Сборник духовных стихов Нижегородской  области. Нижний Новгород: Наследие, 1999. 416 с. 


10      Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической  методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 832 с.  


11      Васильева О.А. Деревянная плащаница как иконографический вариант сюжета «Христос во гробе» из собрания Псковского музея // Проблемы изучения,  сохранения и использования наследия христианской деревянной скульптуры.  Пермская деревянная скульптура в европейском художественном контексте:  Материалы межрегион. науч. симпозиума, 7–9 ноября 2012 г. Пермь, 2013.  С. 143–151. 


12      Веселовский А.Н. Из истории Naturgefühl // Веселовский А.Н. Избранное. На пути  к исторической поэтике. М.: Автокнига, 2010. С. 295–303. 


13      Веселовский А.Н. Из поэтики розы // Веселовский А.Н. Избранное. На пути  к исторической поэтике. М.: Автокнига, 2010. С. 304–312. 


14      Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. (По старинным рукописям и современным записям) [Вып. I] // Живая старина. 1907.  Год XVI. Вып. II. Отд. II. С. 25–56. 


15      Генон Р. Символика креста. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 704 с. 


16       Гухман С.Н. Соловецкая редакция «Документального» сказания о даре шаха   Аббаса России // ТОДРЛ. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. Т. XХVIII.   С. 376–384. 


17       Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во   Сретенского монастыря, 2014. 591 с. 


18       Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименком. М.: Типо-литографія С.П. Архипова и К°, 1878. Ч. 2:   Народная словесность. 276 с. 


19       Новая скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского: в 2 тт.   М.: Русский Духовный Центр, 1992. 272 с. + 256 с. (Репринтное воспроизведение   изда ния  — СПб., 1899.) 


20       Плюханова М.Б. Этюд о древе Богоматери // Шиповник:   Историко-филологический сборник. К 60-летию Р.Д. Тименчика. М.: Водолей   Publishers, 2005. С. 341–353. 


21       Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно визан тийских и русских. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 564 с. 


22       Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: учеб. пособие для филологи ческих факультетов. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 1995. 160 с. 


23       Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора //   Художественный фольклор. М., 1926. № 1. С. 30–53. 


24       Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука,   1983. С. 227–284. 


25       Фадеева Л.В. Богородица в русских заговорах (роль христианских источников    в формировании образа): дис. … канд. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова.  М., 2000. 267 с. 


26       Фадеева Л.В. «Спишу твой лик на икону…»: из наблюдений над смысловыми   метаморфозами поэтической формулы // Традиционная культура. 2010. № 4.   С. 65–76. 


27       Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1986.   Т. 2. 672 с.  


28       Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам.    М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 192 с. 


29       Царевская Т.Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского //   Восточнохристианские реликвии. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 398–414. 


30       Шиндин С.Г. Пространственная организация русского заговорного универсума:   образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной куль туры. Заговор. М.: Наука, 1993. С. 109–127. 


31       Шиндин С.Г. К общей характеристике восточнославянских заговоров //   Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы / под ред.   В.Н. Топорова. М.: Индрик, 1995. С. 303–318.

Полная электронная версия   Скачать