Название статьи  ТЕАТР В ЭСТЕТИКЕ ГРУППЫ  «МОЛОДАЯ ВЕНА»
Автор(ы)  А.А. Стрельникова
Сведения об авторе(ах)  Алла  Алексеевна  Стрельникова   —  кандидат  филологиче- Алла  Алексеевна  Стрельникова   —  кандидат  филологических  наук,  доцент,  старший  научный  сотрудник,  Институт  мировой  литературы  им. А.М. Горького Российской академии наук
Дата поступления  19 октября 2016 г.
Дата публикации  25 июня 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №2
Рубрика  Мировая литература
Страницы  80-103
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-2-80-103
Индекс УДК  821.112.2
Индекс ББК  83.3(4Авс)53+  
Аннотация Статья посвящена изучению театра как культурной универсалии, выступающей  Статья посвящена изучению театра как культурной универсалии, выступающей  способом миропознания и самоидентификации в творчестве австрийской литературной группы рубежа XIX–XX вв. «Молодая Вена». Театр как метафора законов бытия становится неотъемлемой частью поэтики произведений участников «Молодой  Вены». Идеи и художественный мир писателей анализируются в контексте культуры  эпохи, рассматривается русское восприятие венской театральной эстетики (А. Блок,  А.Я.  Таиров),  а  также  привлекаются  ретроспективные  свидетельства  и  размышления австрийских авторов о Вене рубежа веков (С. Цвейг, Г. Брох). По мере того как империя Габсбургов теряет свои политические позиции, всё большее значение приобретает театральная иллюзия. Но именно в группе «Молодая Вена» понятие театр  становится всеобъемлющим: в него проникают как мотивы безысходного маскарада  (Шницлер), так и надежда на освобождение человека от ложной игры масок (Гофмансталь). В концепции вдохновителя группы Г. Бара театру отводится важнейшая  роль  в  духовно-эстетическом  объединении  Австрии.  В  произведениях  «Молодой  Вены» прослеживается обращение к мистерии, площадному театру, театру марионеток: реконструкция старинных народных представлений дает возможность актуализировать исконные театральные формы, позволяя авторам вести тонкую игру в театр.  Театр становится в «Молодой Вене» проекцией сомнений и предчувствий эпохи, а на  место образа уставшего актера приходит человек без маски, который предстает незащищенным, но открытым обретению своего подлинного лица.
Ключевые слова  Австрия, «Молодая Вена», театр, комедия дель арте, маскарад, духовное возрождение, Г. Бар, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер
Список литературы 1 Байрон Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1965. 440 с. 1 Байрон Дж.Г. Дневники. Письма. М.: Наука, 1965. 440 с. 


2 Беер-Гофман Р. Смерть Георга. Н. Новгород: Нижегородская радиолаборатория,  2002. 127 с. 


3 Блок А. Артур Шницлер // Блок А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит.,   1962. Т. 5. 799 с. 


4  Гофмансталь Г. фон. Избранное. М.: Искусство, 1995. 846 с. 


5  Грильпарцер Ф. Автобиография. М.: Наука, 2005. 391 с. 


6       Данилевский Н.Я . Россия и Европа. М.: Известия, 2003. 605 с. 


7       Жеребин А.И. Абсолютная реальность. «Молодая Вена» и русская литература.    М.: Языки славянской культуры, 2009. 155 с. 

 

8 Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Издат.   дом «Территория будущего», 2005. 300 с. 


9 Половинкина О.И. «Мука и Мýка»: Дж. Альфред Пруфрок, «бледный Пьеро»   и основы современного бытия // Вопросы литературы. 2013. Сентябрь–октябрь.

 С. 9–46. 


10       Таиров А.Я. Записки режиссера // Таиров А.Я. О театре. М.: Всероссийское теа тральное общество, 1970. С. 73–192. 


11       Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. М: МИК, 2003. 431 с. 


12       Bahr G. Der Tod Georgs [Richard Beer Hofmann] // Das Junge Wien. Österreichische   Literatur- und Kunstkritik / hrsg. von G. Wunberg / 1897–1902. Tübingen: Niemeyer,  


 1976. Bd. 2. S. 1036–1041. 


13       Bahr H. Die Ringstraβe // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen   1890 und 1919 / hrsg. von G. Wunberg. Stuttgart: Reclam, 1981. S. 106–112. 


14       Bahr H. Prophet der Moderne. Tagebücher 1888–1904 /Ausgew. und komment.   von R. Farkas. Wien, Graz, Köln: Böhlau, 1987. 228 S. 


15       Bahr H. Russische Reise. Dresden, Leipzig: G. Piersons Verlag, 1891. 185 S. 


16       Bahr H. Theater. Berlin: S. Fischer, o. J. 157 S. 


17       Bahr H. Wien. Stuttgart: Carl Krabbe Verlag, 1906. 136 S.  


18       Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit // Broch H. Kommentierte Werkausgabe /   hrsg. von P.M. Lützeler. Fr/M.:Suhrkamp, 1986. Bd.9/1. Schriften zur Literatur 1. 


 S. 111–299. 


19       Hugo von Hofmannsthal  — Richard BeerHofmann R. Briefwechsel / hrsg. von E Weber.   Fr/M.: S. Fischer, 1972. 262 S.  


20       Kraus K. Die demolierte Literatur. Wien, 1897. Leipzig, Januar, 2012. 22 S. 


21       Musil R. Tagebücher / hrsg. von A. Frisé. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1983. 1027 S.

Полная электронная версия   Скачать