на старый сайт>>

Научный филологический журнал Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук

Название статьи  ОРЛЕАНСКИЙ ЭПИЗОД В «МЕМУАРАХ»  МАДЕМУАЗЕЛЬ ДЕ МОНПАНСЬЕ И ИДЕАЛ ГЕРОИЧЕСКОГО ФЕМИНИЗМА
Автор(ы)  С.Ю. Павлова
Сведения об авторе(ах)  Светлана Юрьевна Павлова  — кандидат филологических наук,  Светлана Юрьевна Павлова  — кандидат филологических наук,  доцент,  Саратовский  национальный  исследовательский  государственный  университет им. Н.Г. Чернышевского
Дата поступления  December 20, 2016
Дата публикации  June 25, 2017
Номер журнала  2017 Том 2, №2
Рубрика  Мировая литература
Страницы  40-55
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-2-40-55
Индекс УДК  821.133.1.09
Индекс ББК  83.3 (4Фра)51
Аннотация В статье рассматривается влияние идеала героического феминизма на конструи- В статье рассматривается влияние идеала героического феминизма на конструирование автобиографического образа в орлеанском эпизоде «Мемуаров» Мадемуазель де Монпансье (1627–1693). Значимость этого эпизода определяется его связью  с главным городом наследственных владений семьи мемуаристки. Подтвердив свою  власть в Орлеане в период Фронды принцев, она стремилась продемонстрировать силу знатных родов как единственной настоящей опоры короля и свои оппозиционные настроения по отношению к кардиналу Мазарини. Действия протагонистки в городе анализируются сквозь призму сложившихся представлений о главной  французской  защитнице  национальных  интересов  Жанне  д’Арк,  отразившихся  в  исторических источниках, драматургии (Вернуль, д’Обиньяк и др.) и прозе (Бероальд де Вервиль). В орлеанском эпизоде важными оказываются два значения, входивших в смысловой ореол образа Девы к середине XVII в.: героического служения  Франции и божественного чуда, явленного в ее деяниях. Имя Жанны д’Арк вписывается  в  более  широкий  культурный  контекст  и  связывается  с  идеей  героического феминизма, восходящей к образу античной богини Афины и отраженной в судьбах  исторически реальных «femmes  fortes», а также в литературных образах воительниц-амазонок  из  поэм  итальянских  гуманистов  (Ариосто,  Тассо)  и  героинь  Корнеля. Сопоставление протагонистки с этими образами показывает, что атмосфера придворной и салонной культуры эпохи, насыщенная примерами возвышенно-героических поступков необыкновенных женщин, повлияла на конструирование автобиографического «Я» и помогла мемуаристке описать восшествие в Орлеан как  триумфальный эпизод своей жизни, отвечавший ее возвышенным представлениям о собственном предназначении. Мадемуазель показала себя отважной принцессой,  достойной славы Бурбонов, ведомой Провидением и поддерживаемой народом.
Ключевые слова  мемуары, французская литература XVII в., Мадемуазель де Монпансье,  мемуары, французская литература XVII в., Мадемуазель де Монпансье,  

  героический феминизм, «femmes fortes», Жанна д’Арк, Ариосто, Тассо, Корнель.

Список литературы  1       Алташина В.Д. Поэзия и правда мемуаров (Франция, XVII–XVIII вв.).   1       Алташина В.Д. Поэзия и правда мемуаров (Франция, XVII–XVIII вв.).            СПб.: Изд-во ГРПУ им. А.И. Герцена, 2005. 173 с. 

2       Алташина В.Д. Роман-мемуары во французской литературе XVIII века: генезис          и поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2007. 546 с. 


3       Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни I–XV. М.: Литературные памятники, 1993.           574 с. 


4       Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни XVI–XLVI. М.: Литературные памятники,           1993. 544 с. 


5       Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. 543 с. 


6       Кастильоне Б. О Придворном // Сочинения великих итальянцев XVI в.            СПб.: Алетейя, 2002. С. 181–247. 


7       Корнель П. Театр: в 2 т. М.: Искусство, 1984. Т. 2. 688 c.  


8       Макарова А.Л. Культурный контекст оперы Чайковского «Орлеанская дева» //           Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки.          2014. Т. 127, № 2. С. 187–199. 


9       Некрасова И.А. Жанна д’Арк  — героиня французской религиозной трагедии //           Вопросы театра / Proscaenium. 2010. № 1–2. С. 297–307. 


10       Тассо Т. Освобожденный Иерусалим. СПб.: Наука, 2007. 715 с. 


11       Тогоева О.И. Формирование культа святой Жанны д’Арк и политическая культура           Франции (XV–XIX вв.): автореф. дис. … д-ра истор. наук. М., 2013. 38 с. 


12       Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: Наследие, 2001. 208 с. 


13       Craveri B. L’àge de la conversation. Paris: Gallimard, 2002. 680 p. 


14      Furetière A. Dictionnaire universel, contenant généralement tous les mots françois tant          vieux que modernes, et les termes de toutes les sciences et des arts. Rotterdam-La Haye:          A. et R. Leers, 1690. 2160 p. 


15       Garapon J. La culture d’une princesse. Ecriture et autoportrait dans l’œuvre de la           Grande Mademoiselle (1627–1693). Paris: Honoré Champion éd., 2003. 444 p. 


16      Lanéry d’Arc P. Le Livre d’or de Jeanne d’Arc, bibliographie raisonnée et analytique           des ouvrages relatifs à Jeanne d’Arc, catalogue méthodique, descriptif et critique           des principales études historiques, littéraires et artistiques, consacrées à la Pucelle  


         d’Orléans, depuis le XVe siècle jusqu’à nos jours. Paris: H. Leclerc et Cornuau, 1894.           1042 p. 


17      MacLean I. Woman Triumphant: Feminism in French Literature, 1610–1652. Oxford:           Clarendon Press, 1977. 314 p. 


18      Mademoiselle de Montpensier. Mémoires: еn 2 t. Paris: Librairie Fontaine éd., 1985.          490 p. + 454 p.

Полная электронная версия   Скачать