Название статьи | ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ И КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ (РОМАН В.Я. БРЮСОВА «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ») |
Автор(ы) | Н.А. Дровалева |
Сведения об авторе(ах) | Наталия Алексеевна Дровалева — магистрант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, |
Дата поступления | 15 апреля 2017 г. |
Дата публикации | 25 июня 2017 г. |
Номер журнала | 2017 Том 2, №2 |
Рубрика | Теория литературы |
Страницы | 10-21 |
DOI | 10.22455/2500-4247-2017-2-2-10-21 |
Индекс УДК | 82.0+821.161.1+76 |
Индекс ББК | 83.3(2Рос=Рус)53+85.15 |
Аннотация | Автор работы анализирует портрет в отдельных прижизненных изданиях романа «Огненный ангел» В.Я. Брюсова в качестве универсальной точки схождения разных видов искусства. Время «красивой книги» — период ведущих мастеров-оформителей и живописцев, привносивших в портретные изображения свой стиль и особенности художественного направления, к которому они принадлежали. Как правило, книги оформлялись виньетками и известными работами художников: портреты, как и иллюстрации вообще, делались максимально качественно. Они были декоративными и детально прорисовывались. Однако во второе издание романа в качестве иллюстраций Брюсов включил именно средневековые гравюры и портреты. Сравнительный анализ портретов героев в тексте и гравюрных портретов в «Огненном ангеле» Брюсова (Рупрехта, Генриха, Фауста, Мефистофелеса, Ренаты, Мадиэля) позволяет заключить, что портреты и главных, и второстепенных героев в тексте романа живописны и многомерны, а ксилографические портреты охраняют условность и простоту языка эпохи. Таким образом, по мнению автора статьи, Брюсов на страницах романа борется с общепринятыми штампами, в частности, при оценке Агриппы Неттесгеймского и Фауста (по мнению писателя, личность Агриппы также успела стать историческим штампом, как и растиражированная гравюра, изображающая ученого и воспроизведенная в середине шестой главы издания 1909 г.). Контрастивный анализ деталей внешности героев в тексте и графических портретов на страницах романа Брюсова «Огненный ангел» позволяет выявить особенности словесного портрета в символистском произведении, определенные различными «инструментами» видов искусств и авторским замыслом. |
Ключевые слова | В.Я. Брюсов, портрет, «Огненный ангел», символизм, символистский роман, синтез искусств. |
Список литературы |
1 Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огнен- 1 Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огненный ангел. М.: Высшая школа, 1993. С. 380–421.
10 Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. 324 с.
12 Переписка с Андреем Белым (1902–1912) / вступ. ст. и публ. С.С. Гречишкина и А.В. Лаврова // Литературное наследство. М.: Наука, 1976. Т. 85: Валерий Брюсов. С. 327–427. 13 Переписка с С.А. Поляковым: 1899–1921 / вступ. ст. и коммент. Н.В. Котрелева; публ. Н.В. Котрелева, Л.К. Кувановой, И.П. Якир // Литературное наследство. М.: Наука, 1994. Т. 98: Валерий Брюсов и корреспонденты: в 2 кн. Кн. 2. С. 5–136.
|
Полная электронная версия | Скачать |