Скачать:

Скачать

Автор: И.И. Бурова
Сведения об авторе:

Ирина  Игоревна  Бурова  —  доктор  филологических  наук,  профессор,  Санкт-Петербургский  государственный  университет,  Университетская  наб.,  д.  11,  199034  Ирина  Игоревна  Бурова  —  доктор  филологических  наук,  профессор,  Санкт-Петербургский  государственный  университет,  Университетская  наб.,  д.  11,  199034  

Санкт-Петербург, Россия. 
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;

Автор 2: Цзычжу Чжан
Сведения об авторе 2:

Цзычжу Чжан  — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 11, 199034 Санкт-Петербург, Россия. 
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 16 ноября 2016 г.
Дата публикации: 25 июня 2017 г.
Номер журнала: 2017 Том 2, №2
Рубрика: Мировая литература
Страницы: 22-39
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2017-2-2-22-39

Индекс УДК: 81.25+821.111
Индекс ББК: 83.3(4Вел)51+83
Ключевые слова: стиль, барокко, маньеризм, классицизм, елизаветинская поэзия, Эдмунд Спенсер, «Эпиталама»

Аннотация

Современное представление о стиле как наборе правил, используемом при создании литературного произведения (В.В. Виноградов, А.Н. Соколов и др.) было во многих отношениях предвосхищено в приписываемом Дж. Патнэму трактате «Икусство английской поэзии» (1589). Большинство декларированных в нем принципов получило отражение в «Эпиталаме» (1595) Э. Спенсера, для стиля характерно сочета- Современное представление о стиле как наборе правил, используемом при создании литературного произведения (В.В. Виноградов, А.Н. Соколов и др.) было во многих отношениях предвосхищено в приписываемом Дж. Патнэму трактате «Икусство английской поэзии» (1589). Большинство декларированных в нем принципов получило отражение в «Эпиталаме» (1595) Э. Спенсера, для стиля характерно сочетание гетерогенных элементов, заимствованных из предшествующей эпиталамической традиции и арсенала таких искусств, как музыка, живопись и архитектура. В работах, опубликованных в последние десятилетия, живописность и музыкальность поэмы анализируется как проявление типичных характеристик авторского идиостиля в целом. Однако существует возможность исследовать особый стиль «Эпиталамы» как результат взаимодействия нарождающихся больших стилей эпохи, маньеризма и/или барокко и элементов, предвосхищающих неоклассицизм. Сложная маньеристическая/барочная структура «Эпиталамы» рассматривается как пронизанная нумерологическим символизмом, поддерживающим основную идею свадебной поэмы об идеальной гармонии супружеского союза, освященного святой церковью, а классицистические элементы стиля объясняются тем, что Спенсер выступил как последователь Сафо и Катулла. В заключительной части работы делается попытка оценить то, как эти особенности стиля «Эпиталамы» передаются в ее русских и китайском переводах.

Список литературы

 1       Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: Наука, 1988. 295 с.  1       Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: Наука, 1988. 295 с.  

2       Аникст А.А. Концепция маньеризма в искусствознании ХХ века // Советское  искусствознание-76. М.: Сов. художник, 1977. Вып. 2. С. 225–248. 

3       Аникст А.А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс, барокко, классицизм. Проблема стилей в западноевропейском  искусстве XV–XVII вв. / ред. Б.Р. Виппер. М.: Наука, 1966. С. 178–244. 

4       Аристотель. Риторика // Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000.  348 с. 

5        Бурова И.И. Музыка в поэзии Эдмунда Спенсера // Границы литературы в гуманитарном пространстве (Зарубежная литература. Проблемы метода). СПб.:       СПбГУ, 2011. Вып. 7. С. 37–45. 

6        Бурова И.И. О живописности стиля поэзии Э. Спенсера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2010. Вып. 3. С. 19–24.  

7        Бурова И.И. Экспериментальная поэзия Эдмунда Спенсера. СПб.: Комильфо, 2009. 335 с. 

8        Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в  новом искусстве. М.; Л.: Academia, 1930. 290 с. 

9        Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.           655 с. 

10       Виппер Б.Р. Введение // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в  западноевропейском искусстве XV–XVII вв. / ред. Виппер Б.Р. М.: Наука, 1966.           С. 5–46. 

11       Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М.: Наука, 1976.  432 с.  

12       Власов В.Г. Стили в искусстве: в 2 т. СПб.: Кольна, 1995. Т. 1. 672 с. 

13       Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М.: Наука, 1975. 531 с. 

14       Елина Н.Г. Торквато Тассо, закат Возрождения, возникновение маньеризма,  тенденций классицизма и зарождение барокко в Италии // История всемирной  литературы: в 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 154–161. 

15      Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / сост., общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1996. 975 с. 

16       Морозов А.А. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения //  Русская литература. 1966. № 3. С. 28–44.  

 17      Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968. № 12. С. 111–126. 

18      Надъярных М. Изобретение традиции, или Метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 77–109. 

19      Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998. 362 с. 

20      Плутарх Херонейский. Об «Е» в Дельфах // Плутарх Херонейский. Исида и Осирис. Киев: УЦИММ-Пресс, 1996. С. 71–96. 

21      Потемкина Л.Я. Маньеризм и барокко: преемственность и размежевание //  От барокко до постмодернизма. Днепропетровск: Днепропетровский гос. ун-т,  1997. С. 24–29. 

22      Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 223 с. 

23      Спенсер Э. Из поэмы “Epithalamium” / пер. Н.В. Гербеля // Английские поэтыв биографиях и образцах / сост. Н.В. Гербель. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1875.  С. 22–23. 

24      Спенсер Э. Эпиталама / пер. С. Степанова //  Спенсер Э. Amoretti и Эпиталама /  сост. И.И. Бурова. СПб.: Мир и семья–95; Интерлайн, 1999. С. 325–355. 

25      Спенсер Э. Epithalamion / пер. А. Лукьянова //  Спенсер Э. Сонеты, песни, гимны о любви и красоте. М.: Русская панорама, 2011. С. 108–139. 

26      Устинова И.В. Поэзия Гонгоры и испанская литература XVII в. Культеранизм и концептизм в философско-теологической и культурной традиции Испании.   М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. 304 с. 

27      Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. 1988. Вып. 24. С. 387–422. 

28      Bender J. Spenser and Literary Pictoralism. Princeton: Princeton Univ. Press, 1972. 232 p. 
29      Blume Fr. Der Literarische Barockbegriff / Hrsg. von W. Barner. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1975. 597 S. 

30      Bontoux G. La Chanson en Angleterre au temps d’Elisabeth. Oxford: Oxford Univ.Press, 1936. 698 p. 

31      Clemen W. The Uniqueness of Spenser’s ‘Epthalamion’ // The Poetic Tradition: Essays  on Greek, Latin and English Poetry / Ed. D.C. Allen, H.T. Rowell. Baltimore: The Johns  Hopkins Univ. Press, 1968. P. 81–98. 

32      Curtius E.R. La littérature Européenne et le Moyen Age Latin. Paris: Presses Universitaires de France, 1956. 738 p. 

33      Edmund Spenser: Selected Poems. Trans. into Chinese by Hu Jialuan. Peking: Lijiang Publishing House, 1997. 284 p. 

34      Erskine J. The Elizabethan Lyric: A Study. New York: Columbia Univ. Press, 1903. 346 p. 

35      Fowler A. Spenser and the Numbers of Time. London: Routledge & Kegan Publ., 1964. 314 p. 

36       Gaertner Ad. Die englische Epithalamienliteratur in siebzehnten Jahrhudert und ihre  Vorbilder. Coburg: Rossteutscher, 1936. 216 S. 

37       Gottfried R. The Pictorial Element in Spenser // English Literary History. 1952. No 19. P. 203–215. 

38       Hieatt A.K. Short Time’s Endless Monument: The Symbolism of the Numbers in  Edmund Spenser’s «Epithalamion». New York: Columbia Univ. Press, 1960. 118 p. 

39      Jonson B.  The Works of Ben Jonson. London: Edward Moxon, 1838. 819 p. 

40       Klaniczay T. La Crise de la Renaissance et le Maniérisme // Acta Litteraria Academiae  Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1971. Vol. 13. P. 269–314. 

41       Nelson W. The Poetry of Edmund Spenser: A Study. New York: Columbia Univ. Press,  1963. 350 p. 

42       Puttenham G. The Arte of English Poesie. Menston: Scholar Press, 1968. 258 p. 

43       Raymond M. La Poésie Française et le Maniérisme. Genève: Droz; Minard, 1971. 272 p. 

44       Røstvig M.S. The Hidden Sense: Milton and the Neoplatonic Method of Numerical  Composition // Røstvig M.S. et al. The Hidden Sense. And Other Essays. Oslo:   Universitetsforlaget, 1963. P. 1–112. 

45       Rousset J. L’Intérieur et l’Extérieur. Essais sur la Poésie et sur le Théâtre au XVIIe siècle. Paris: José Corti, 1968. 272 p. 

46       Sappho. Poems and Fragments / Ed. and Transl. C.R. Haines. London: Routledge, 1926.  304 p. 

47       Wheeler A.L. Catullus and the Traditions of Ancient Poetry. Berkeley: Universityof California Press, 1934. 291 p. 

48       Wilson-Okamura D.S. Spenser’s International Style. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. 235 p. 

49       Wohrman K. Die englishe Epithalamiendichtung der Renaissance und ihre Vorbilder. Borna-Leipzig: Universitätsverlag von Robert Noske, 1928. 49 S.