Название статьи | «14 ДЕКАБРЯ» Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО КАК РОМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА |
Автор(ы) | О.А. Богданова |
Сведения об авторе(ах) |
Ольга Алимовна Богданова — доктор филологических наук, Ольга Алимовна Богданова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Дата поступления | 22 декабря 2016 г. |
Дата публикации | 25 июня 2017 г. |
Номер журнала | 2017 Том 2, №2 |
Рубрика | Русская литература |
Страницы | 172-189 |
DOI | 10.22455/2500-4247-2017-2-2-172-189 |
Индекс УДК | 821.161.1 |
Индекс ББК | 83.3(2Рос=Рус)53 |
Аннотация | В статье показано, как в романе Д.С. Мережковского «14 декабря», писавшемся в разгар революционных событий в России 1917–1918 гг., на историческом материале эпохи декабризма дается историософское осмысление российских событий 1917 г. В статье также реконструируется революционная мифоидеология Мережковского 1905–1917 гг. и анализируются ее видоизменения в процессепереживания Октября 1917 г. и его последствий. Восстание декабристов 1825 г. стало, по мысли Мережковского, не только первой попыткой политической рволюции в стране, но и предопределило двойственный характер последующей русской революционности. Послеоктябрьский опыт привел очевидца событий Мережковского к следующим дополнениям в его революционной доктрине: вместо царя в 1917 г. «Зверем» стал русский народ; победивший большевизм — это «самодержавие наоборот»; блеснувшее надеждой в Феврале общенациональное революционное единство расколото Октябрем на «революционную демократию» (новое самодержавие народа и большевиков) и «революционную аристократию» (интеллигенцию как носительницу идеалов свободы со Христом); распалось традиционное тождество земли и народа, который в 1917 г. предал свое отечество, мать-землю, Россию; однако Россия не погибнет, потому что она больше народа, она еще и земля. Особое внимание уделено растождествлению понятий «народ» и «земля» в контексте происходивших катаклизмов. |
Ключевые слова | Д.С. Мережковский, трилогия «Царство Зверя», роман «14 декабря», Д.С. Мережковский, трилогия «Царство Зверя», роман «14 декабря», революция 1917 г., Февраль, Октябрь, мифоидеология, земля, народ |
Список литературы |
1 Блок А.А. Стихия и культура // Блок А.А. Полн. собр. соч.: в 23 т. М.: Наука, 2010. 1 Блок А.А. Стихия и культура // Блок А.А. Полн. собр. соч.: в 23 т. М.: Наука, 2010. Т. 8. С. 90–96.2 Богданова О.А. Д.С. Мережковский и «консервативная революция» в Германии // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5. С. 108–121. 3 Булгаков С.Н. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 290–353. 4 Воеводина А.А. Революция и насилие в творчестве христианских либералов (З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского) // Вестник Самарского государственногоуниверситета. 2009. № 3 (69). С. 55–59. 5 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1974. Т. 10. 520 с. 6 Зандер Л.А. Земля благая // Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне: Посев, 1960. С. 31–62. 7 Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII веков // Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН (ТОДРЛ). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. XVI. С. 84–104. 8 Мережковский Д.С. 14 марта // День. 1917. 23 марта. 9 Мережковский Д.С. Ангел революции // Русское слово. 1917. 1 (14) апреля. 10 Мережковский Д.С. Есть Россия // Русское слово. 1917. 22 августа. 11 Мережковский Д.С. Упырь // Новая речь. 1917. № 1. 28 ноября. 12 Мережковский Д.С. 1825–1917 // Вечерний звон. 1917. 14 декабря. 13 Мережковский Д.С. Россия будет (интеллигенция и народ) // Наш век. 1918. 23, 28 июня. 14 Мережковский Д.С. Революционная демократия // Новые ведомости. 1918. 6 июля. 15 Мережковский Д.С. 14 декабря: Роман // Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 4. С. 5–258. 16 Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев // Мережковский Д.С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М.: Школа-Пресс, 1996. С. 535–607. 17 Мережковский Д.С. Завет Белинского. Религиозность и общественность русскойинтеллигенции // Мережковский Д.С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М.: Школа-Пресс, 1996. С. 489–509. 18 Мережковский Д.С. Революция и религия // Мережковский Д.С. Собр. соч. Грядущий Хам. М.: Республика, 2004. С. 174–213. 19 Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Собр. соч. Грядущий Хам. М.: Республика, 2004. С. 4–26. 20 Мережковский Д.С. Земля во рту // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах: в 3 т. М.: Русский путь, 2009. Т. 2: 1909–1914. С. 7–17. 21 Муравьев В.Н. Рев племени // Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1991. С. 402–423. 22 Пришвин М.М. Дневники. 1918. 1919. Книга вторая. М.: Московский рабочий, 1994. 383 с. 23 Смирнов С.И., проф. Древнерусский духовник: Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М.: ПСТБИ, 2004. 560 с. |
Полная электронная версия | Скачать |