Название статьи  РОМАНТИЗМ ЛЕРМОНТОВА И ИЕНСКАЯ ШКОЛА
Автор(ы)  Л.Г. Шакирова
Сведения об авторе(ах) Людмила Григорьевна Шакирова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25 а, 121069 Москва, Россия E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Дата поступления  15 июня 2016 г.
Дата публикации  25 марта 2017 г.
Номер журнала  2017 Том 2, №1
Рубрика  Русская литература
Страницы  184-211
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-1-184-211
Индекс УДК  821.161.1
Индекс ББК  83.3(2Рос-Рус)
Аннотация В статье исследуется материал, мало изученный в литературной науке о Лермонтове, — начальный этап его творчества во время пребывания в Московском благородном пансионе, его непосредственное участие в альманахе «Цефей», который появился в результате совместного творчества литературного кружка Раича и где была напечатана его первая работа «Мысли, выписки и замечания…». Автор статьи приводит аргументы в пользу авторства Лермонтова «Мыслей…», вошедших в 6-й том академического издания в раздел «Dubia», но затем исключенных из большинства последующих изданий. Текстовой анализ «Мыслей…» и сопоставление некоторых фрагментов с письмами к М.А. Шан-Гирей приводит к выводу, что уже эта ранняя работа об онтологических различиях принципов классицизма и романтизма несет на себе отпечаток эстетических идей, которые обнаруживают типологическое сходство с идеями раннеромантической эстетики, т. е. с идеями иенской школы, наиболее ярко проявившимися в трудах братьев Шлегелей, и которые основательно изучались в литературном кружке. В статье, где отдельная главка посвящена выявлению эстетической концепции Раича, автор полемизирует с исследователями, которые признают Раича то архаистом, то классиком, и утверждает, что Раич был больше адептом иенской школы, нежели итальянской, «неопетраркистской». Идеи, преподносимые в кружке и на лекциях, своеобразно преломлялись в сознании юного поэта в дальнейшем. В 1829–1831 гг. становится возможным одновременное появление разнородных по тематике стихотворений: «1831 июня 11 дня», где развиваются байронические мотивы, и «Ангел», где явно слышны отзвуки идей Вакенродера. Если для Раича сочетание 2 типов романтизма с взаимоисключающими принципами немыслимо, то для юного Лермонтова это сочетание стало возможным лишь в период ученичества, так как каждый тип романтизма явился для начинающего поэта исходным материалом для осмысления сущности романтического метода в целом.
Ключевые слова   Лермонтов, Йенский романтизм, ранний период, литературный кружок Раича, «Мысли, выписки и замечания…», эстетика, литературное влияние
Список литературы

1 Аронсон М.И. Литературные кружки и салоны. Л.: Прибой, 1929. 310 с.

2 Вацуро В.Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 49–90.

3 Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Academia, 1934. 534 с.

4 Вестник Европы. 1828. № 21.

5 Вестник Европы. 1828. № 22.

6 Галатея. 1829. Ч. I.

7 Галатея. 1829. Ч. IX. 8 Галатея. 1829. Ч. V. № 26.

9 Галатея. 1830. № 6.

10 Галатея. 1830. Ч. IX.

11 Галатея. 1839. Ч. III. № 18.

12 Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. 320 с.

13 Дамский журнал. 1829. Ч. XXVI. № 15.

14 Дамский журнал. 1829. Ч. XXVI. № 16.

15 История русской литературы XIX века / под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. М.: Изд-е Тов-ва «Мир», 1911. Т. 1. 428 с.

16 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.

17 Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: в 2 т. М.: Тип. Императорского Московского Университета, 1861. Т. 1. 295 c.

18 Левит Т.М. Литературная среда Лермонтова в Московском благородном пансио- не // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 45–46. С. 225–254.

19 Лермонтовская энциклопедия М.: Сов. энциклопедия, 1981. 746 с.

20 Литературная газета. 1830. № 8. 5 фев.

21 Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 329 с. Русская литература / Л.Г. Шакирова Studia Litterarum /2017 том 2, № 1 210

22 Мерзляков А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности: в 2 ч. М.: В Университетской тип., 1822. 322 с.

23 Морозов В.Д. Из истории журнальной критики 1820–1830-х годов XIX в. (журнал С.Е. Раича «Галатея») // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1982. Вып. III. С. 100–112.

24 Московский вестник. 1827. № 10. 25 Московский вестник. 1828. № 11 26 Московский вестник. 1828. № 10.

27 Московский телеграф. 1829. Ч. XXVI. № 5. Март.

28 Полевой Н. Материалы по истории русской литературы и журналистики 1830-х годов. М.: Изд-во писателей, 1934. 544 с.

29 Раич С.Е. Автобиография // Русский библиофил. 1913. № 8.

30 Русские эстетические трактаты. М.: Искусство, 1974. Т. 2. 647 с.

31 Северная пчела. 1829. № 35. 21 мар.

32 Цефей. Альманах на 1829 год.

33 Шеллинг В.Ф. Система трансцендентального идеализма. Л.: Гос. социально-эконо- мическое изд-во, 1936. 479 с.

34 Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 43/44. C. 3–82. 

Полная электронная версия   Скачать