Название статьи | ПОВЕСТЬ О ЧУДОТВОРНОЙ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ В СВЕТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ |
Автор(ы) | В.М. Кириллин |
Сведения об авторе(ах) | Владимир Михайлович Кириллин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Дата поступления | 03 января 2017 г. |
Дата публикации | 25 марта 2017 г. |
Номер журнала | 2017 Том 2, №1 |
Рубрика | Русская литература |
Страницы | 150-183 |
DOI | 10.22455/2500-4247-2017-2-1-150-183 |
Индекс УДК | 821.161.1.0 |
Индекс ББК | 83.3(2Рос=Рус)1 |
Аннотация | «Повесть о Казанском чудотворном образе Богоматери» относится к ряду других древнерусских сказаний о явлении или обретении богородичных икон. В статье в сопоставлении со сказаниями о Колочской, Тихвинской, Оковецкой и Выдропусской иконах рассматривается структура сюжетных мотивов, организующих нарративную часть повести, выявляется комплекс традиционных и новых особенностей построения данного текста и его художественная специфика, обусловленная как общим ходом развития русской литературы в конце XVI в., так и общественной ситуацией в недавно присоединенной к Московскому государству Казани и официальным положением митрополита Казанского Гермогена, наиболее вероятного автора повести. Сравнение текстов указанных памятников позволяет выявить типичность и каноничность сюжета, композиции и языка повести о Казанской иконе, несмотря на наличие в ней новых повествовательных мотивов и авторской рефлексии. Автор повести твердо держался официальной идейно-эстетической традиции и литературной нормы, руководствуясь официальными церковно-политическими и духовными представлениями, лишенными тенденций к описательным преувеличениям на почве живого воображения, религиозной экзальтации, мистицизма. Сюжетно-стилистическая нормативность сочинения Анонима-Гермогена контрастно оттеняется преданиями о Колочской, Оковецкой и отчасти Выдропусской иконах Пресвятой Богородицы, облеченными в форму драматургически организованного и стилистически близкого к живой русской речи нарратива. Это дает основания для определенных выводов относительно особенностей исторического развития русской литературы в Московской Руси второй половины XVI в., когда в официальном русле ее развития шел известный процесс консервации и формализации литературной работы. |
Ключевые слова | повесть, сказание, сюжет, мотив, повествовательная деталь, литературная традиция, канон, жанровая природа, сравнение, мариология. |
Список литературы |
1 А.С. Материалы для истории Русской Церкви. Гермогена, патриарха московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. (№ 982, 4, скороп., 36 лл.) // Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1880. Кн. 6, отд. 3. С. 1–44. 2 Агафонов И.С. Идеологические тенденции в нарративах Знаменского цикла XV–XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 4 (62). С. 16–22. 3 Агафонов И.С. Икона «Знамение» — палладиум Новгорода: к истории формирова- ния легенды // Молодые — науке: сб. науч. работ. М., 2013. С. 25–30. 4 Агафонов И.С. Памятники знаменского цикла: летописные и нелетописные нарра- тивы XV века // Язык и текст. М., 2014. № 3. С. 19–29. 5 Библиологический словарь и черновые к нему материалы П. М. Строева: При- ведены в порядок и изданы под редакцией академика А. Ф. Бычкова. СПб., 1882. (СОРЯС. Т. 29). [2], 532, 8 с. 6 Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV–первая половина XVI века. 566 c. 7 Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2003. Т. 12: XVI век. 624 c. 8 Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2006. Т. 14: Конец XV–начало XVII века. 758 с. 9 Буланин Д.М. Сказание о иконе Богоматери Иверской // Cловарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 362–365. 10 Буланин Д.М. Токмаков Георгий Иванович // Cловарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 431–432. 11 Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М.: Биоинформсервис, 1997. 210 с. 12 Ермолинская летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1910. Т. 23. V, 241 с. 13 Жуков А.Е. К вопросу об автографах патриарха Гермогена // Вестник «Альянс-Архео». М., 2016. Вып. 13. С. 3–22. 14 Журова Л.И. «Сказание о Колочской иконе». Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 257, [2] с. 15 Журова Л.И. Из литературной истории повести о Луке Колочском // Источникове- дение литературы древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1980. С. 143–154. 16 Журова Л.И. Сказания о чудотворных иконах в структуре Лицевого летописно- го свода // Quaestio Rossica. Уральский федеральный университет, 2015. № 3. С. 179–199. Русская литература / В.М. Кириллин Studia Litterarum /2017 том 2, № 1 176 17 Кириллин В.М. Жанрово-тематические особенности сказаний об иконах // Очерки о литературе Древней Руси. Материалы для истории русской патрологии и агиографии. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2012. С. 207–214. 18 Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI–XVI века). СПб.: Алетейя, 2000. 320 с. 19 Кириллин В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Литера- турная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты / ИМЛИ РАН, ОИДР. М.: Языки славянской культуры, 2007. 307 с., [9] л., ил. 20 Конявская Е.Л. Древнерусские сказания о чудотворных иконах: особенности нарра- тива // Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к Новому времени. К юбилею члена-корреспондента РАН Е.К. Ромодановской. Новосибирск: Омега Принт, 2014. С. 54–58. 21 Конявская Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на мате- риале агиографии) // Ruthenica. НАН Украïни. Ін-т історії України; Наук. ред.: В.М. Ричка, О. П. Толочко. Киïв, 2004. Т. 3. С. 80–92. 22 Криза А. Летающие иконы Богородицы — покровители русского государства // Роль государства в историческом развитии России / Editor Szvák Gyula. Budapest: Russica Pannonicana, 2011. S. 100–120. 23 Лавровский Н.Л. Повесть о чудотворном образе Богородицы, находившемся в Вы- дропуске // Летописи русской литературы и древности. М., 1862. Ч. 3. С. 19–28. 24 Леонид, архим. Сказания и повести о святых чудотворных иконах // Русский архив. М., 1881. Кн. II (1). С. 5–6. 25 Малов Е. Казанский Богородицкий девичий монастырь: История и современное его состояние. Казань, 1879. 142, XXI с. 26 Немтинова В.В. Образ Казанской Богоматери последней четверти XVI века из со- брания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан: К истории открытия и реставрации одного из первых списков явленной чудотвор- ной иконы // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и миро- вой цивилизации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции: Казань, 19–21 июля 2016 г. Казань: Центр инновационных техноло- гий, 2016. С. 129–131. 27 Патриаршая, или Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 11. VII, 254 с. 177 28 Пискаревский летописец // Полное собрание русских летописей. М., 1978. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. С. 31–220. 29 Плюханова М.Б. «Кип ѣ ние св ѣ та»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2016. 604 с., ил.; 24 с. цв. вклейка. 30 Поздеева И.В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казан ѣ » // Древняя Русь: Во- просы медиевистики. М., 2001. № 2 (4). С. 37–49. 31 Псалтырь с восследованием // НИОР РГБ. Собр. рукописей Троице-Сергиевой лавры (ф. 304.I). № 321 (848). 2-я половина XVI в. 1314 л. 32 Романова А.А. Сказание о иконе Богоматери Оковецкой (Ржевской) // Cловарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т—Я. Дополнения. С. 864–866. 33 Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / под ред. С.А. Семячко и Т. Р. Руди. СПб., 2005. С. 59–101. 34 Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы: Рукопись святейшего патриарха Гермогена. С предисловием академика А.И. Соболевского. М., 1912. 8 с. 35 Сказание об иконе Богоматери Римской. Перевод А. Ю. Никифоровой, предисло- вие А.М. Лидова // Реликвии в Византии и Древней Руси / ред-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 225–237. 36 Соборник из 71 слова. М.: Печатный двор, 1647. 2. 879 л. 37 Солодкин Я.Г. Пискаревский летописец // Cловарь книжников и книжности Древ- ней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2: И — О. С. 269–274. 38 Софийская вторая летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6: Софийские летописи. С. 119–276. 39 Спасский С., архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. 2: Святой Восток. XXII, 272, XII с. 40 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. 544 с. 41 Творения святейшего Гермогена Патриарха Московского и всея Руси. С приложе- нием чина поставления патриарха. М., 1912. [IV], 110 с. 42 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 2-е изд. СПб.; М.: Изд-е М.О. Вольфа, 1882. Т. 4: Р —Υ. 704 с. 43 Хазанова С.И. Пискаревский летописец: Происхождение, источники, авторство. М.: Изд-во Квадрига, 2014. 220 с., 15 ил. Русская литература / В.М. Кириллин Studia Litterarum /2017 том 2, № 1 178 44 Целкова Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. 230–236. 45 Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. XXIX: К — Каменац. С. 196–215. 46 Чугреева Н.Н. О явленном в 1579 году в Казане образе Богородицы, ранних списках с него и позднейших воспроизведениях // Чудотворный Казанский образ Богоро- дицы в судьбах России и мировой цивилизации. Сборник материалов. С. 184–186. 47 Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христи- анского / А.М. Елдашев и др.; под ред. Ю. В. Андреевой. Казань: Центр инноваци- онных технологий, 2012. 356, [3] с. 48 Шмидт С.О. Сказания об афонских монастырях в новгородской рукописи XVI века // Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 358–360. 49 Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. 290 s. 50 Kriza A.А középkori orosz képvédő irodalom. I rész. Вizánci forrasok / Криза А. Древ- нерусские тексты в защиту икон. Russica Pannonicana, Budapest, 2011. Ч. 1: Визан- тийское наследие. 324 с. 51 Petri Lambecii… Commentariorum de aug Bibliotheca caesarea Vindobonensi. Liber 8… quo continetur catalogus manuscriptorum codicum graecorum historicorum ecclesiasticorum… Vindobonae [Wien]; Typis Matthei Cosmerovij, 1679. [4] с., 788 стб. |
Полная электронная версия | Скачать |