Название статьи АВТОБИОГРАФИЯ VS ФОТОГРАФИЯ И МЕМУАР VS КАРИКАТУРАКАК ФОРМЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ О ПИСАТЕЛЕ (Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ) 
Автор(ы)  А.А. Холиков
Сведения об авторе(ах) Алексей Александрович Холиков — доктор филологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 Москва, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Дата поступления  12 ноября 2016 г.
Дата публикации  25 марта 2017 г.
Номер журнала  ТОМ 2 №1
Рубрика  Теория литературы
Страницы  10-21
DOI  10.22455/2500-4247-2017-2-1-10-21
Индекс УДК  82.0
Индекс ББК  83.0
Аннотация Автор статьи обращается к визуальному ряду как одному из видов рецепции творческой личности писателя и останавливается на таких формах хранения памяти о Д.С. Мережковском, как, с одной стороны, автобиография и фотография, а с другой — мемуар и карикатура. Фотографический образ приближается к документальной автобиографии сразу в нескольких отношениях. Во-первых, между двумя этими формами (словесной и визуальной) существует функциональное родство, выражающееся в установке на достоверность. Между тем у фотографии, как и автобиографии, есть не только документальный потенциал: фотографический образ точно так же может не только воспроизводить, но и редуцировать, искажать действительность. Наконец, фотография (и в этом ее очередное сходство с автобиографией как документальным жанром) представляет не только индивидуально-личностный, но и культурно-исторический интерес. Между следующей парой носителей словесной и визуальной памяти о писателе — карикатурой и мемуаром —так же существует несколько точек соприкосновения. Прежде всего данные «пространства» памяти содержат гораздо больше возможностей для интерпретации образа, чем фотография и автобиография. Это подтверждается на примере анализа деталей, подчеркнутых как мемуаристами, так и карикатуристами в портретах Д.С. Мережковского. При этом отмечается, что карикатура, будучи визуальным «пространством» памяти о писателе, в отличие от фотографии или удожественно-го портрета, не самодостаточна. Открытым для автора статьи остается вопрос о том, какие фрагменты памяти о писателе не переводятся на визуальный язык. Методологическую основу исследования составили работы Н.И. Жинкина, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана, Р. Барта, С. Сонтаг.
Ключевые слова  Д.С. Мережковский, рецепция, память, автобиография, фотография, мемуар, карикатура.
Список литературы

1 Андрущенко Е.А. Властелин «чужого»: текстология и проблемы поэтики Д.С. Мережковского. М.: Водолей, 2012. 248 с.

2 Арго. Сатирические очерки из истории русской литературы: в 4 ч. М.: Худож. лит., 1939. 140 с.

3 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. 272 с.

4 Белый А. Начало века. Воспоминания: в 3 кн. М.: Худож. лит., 1990. Кн. 2. 687 с.

5 Белый А. О Блоке. М.: «Автограф», 1997. 608 с.

6 Бенуа А. Мои воспоминания: в 2 т. М.: Наука, 1980. Т. 2. 744 с.

7 Берберова Н. Курсив мой <фрагмент> // Д. С. Мережковский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 490–498.

8 Бойчук А.Г. «Лучезарный старец»: «слой» Мережковского в «Кубке метелей» А. Белого // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. № 2. С. 16–30.

9 Борис Дельта. Заблаговременные эпитафии великим современникам // Новая Русь. 1909. № 68. С. 4.

10 Герчук Ю. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984. 207 с. 19

11 Дворцова Н.П. М. Пришвин и его «вечные спутники» (Д. Мережковский, В. Розанов, А. Ремизов). Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1995. 126 с.

12 Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928. С. 7–52.

13 Зайцев Б. Памяти Мережковского. 100 лет // Д. С. Мережковский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 469–477.

14 Лекманов О.А. Шустовский спотыкач, мюнхенское пиво и Д.С. Мережковский // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 268–270.

15 Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство–СПБ», 2005. 704 с.

16 Михайлова М.В. Слова прощенья и любви от Алексея Христофорова // Нови- ков И. А. Золотые кресты: Роман. Повести и рассказы. Мценск: Мценская городская библиотека им. И.А. Новикова, 2004. С. 3–22.

17 Наседкина Е.В. Андрей Белый в шаржах и пародиях // Миры Андрея Белого. Бел- град; М.: Изд-во филологического факультета в Белграде, 2011. С. 857–880. 18 Некто в черном. Наши маститые (по А. Серафимовичу) // Раннее утро. 1909. № 91. С. 4.

19 Одоевцева И. На берегах Сены <фрагмент> // Д. С. Мережковский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 504–538.

20 Орлов Вл. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. Л.: Сов. писатель, 1980. 726 с.

21 Петровская Е. Материя и память в фотографии (Новая документальность Б. Михайлова) // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 186–203.

22 Поварцов С. Траектория падения (о литературно-эстетических концепциях Д. Мережковского) // Вопросы литературы. 1986. № 11. С. 153–191.

23 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

24 Холиков А. Автобиографическая заметка Д. С. Мережковского как механизм само- запечатления в культурной памяти // AvtobiografiЯ. 2012. № 1. P. 89–100.

25 Холиков А. Трансформация памяти о писателе на пересечении словесного и визуального «пространств» // AvtobiografiЯ. 2013. № 2. Part 1. P. 73–87.

26 Чудаков А.П. Чехов и Мережковский: два типа художественно-философского сознания // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М.: Наука, 1996. С. 50–67.

27 Шварц Е. Белый волк // Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографиче- ской прозы. Письма. О Евгении Шварце. М.: Кн. палата, 1991. С. 42–53.

28 Шестаков В.П. Гиллрей и другие… Золотой век английской карикатуры. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2004. 140 с. 

Полная электронная версия  Скачать