The review gives a general description of T.I. Dronova’s monograph “D.S. Merezhkovsky’s Historiosophical Novel in the Perspective of the 20th Century,” published in 2021 by the Saratov University Publishing House. The analysis of the book structure reveals the original concept of the historiosophical novel, which is presented by the author. The postulates of the research are based on theoretical studies and results of the genesis and genre novelty’s study of the historiosophical novel of the writer-thinker, as well as on the serious methodological basis and fundamental historical and literary works. The author of the monograph appeals to the controversial issues of the genre in modern literary studies and identifies the dominant and meaningful content of the concept “historiosophical novel.” The problem gets a practical solution in the analytical chapters. The transfer of the attention from the religious and philosophical concept of the writer-thinker to the cognitional method of history and the analysis of poetics prioritizes in further. It is declared that the attitude to history as a text leads D.S. Merezhkovsky to the aestheticization of the Past. The paradoxical nature of genre synthesis in the historiosophical novel, which T.I. Dronova brought out due to the conjugation of concrete historical and metahistorical narrative plans, has a deep impression. The monograph convincingly reveals the features of the artistic embodiment of the author’s historiosophical concept in the trilogy Christ and the Antichrist, as D.S. Merezhkovsky leads the reader outside the concrete historical epoch to metahistorical conflicts. The question of the nature of artistic historicism in the trilogy The Kingdom of the Beast is actualized, the author analyses the importance of the “historicity of narrative” problem for the Writer. A large section of the monograph about the nature of connections in the prose of the 1920–1930s (A. Platonov, M. Bulgakov, M. Aldanov) with D. Merezhkovsky’s works is also of interest.
Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 350 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В РОМАНАХ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО © 2023 г. Н.М. Щедрина Московский государственный областной педагогический университет, Москва, Россия Дата поступления статьи: 18 января 2023 г. Дата одобрения рецензентами: 21 февраля 2023 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-350-359 Аннотация: В рецензии дается общая характеристика научной монографии Т.И. Дроновой «Историософский роман Д.С. Мережковского в перспективе ХХ века», вышедшей в 2021 г. в издательстве Саратовского университета. Анализируется структура книги, в ходе рассмотрения которой выявляется оригинальная концепция историософского романа, представленная автором. Т.И. Дронова обращается к дискуссионным вопросам жанра в современном литературоведении и выявляет доминанту и содержательное наполнение понятия «историософского романа». В аналитических главах эта проблема получает практическое разрешение. Приоритетным оказывается «перенос» внимания с религиозно-философской концепции художника-мыслителя на метод познания истории и анализ поэтики. Утверждается, что отношение к истории как к тексту приводит Д.С. Мережковского к эстетизации минувшего. Глубоко импонирует в работе Т.И. Дроновой выявляемая ею парадоксальность жанрового синтеза в историософском романе, обусловленная сопряжением конкретно- исторического и метаисторического планов повествования. В монографии убедительно раскрываются особенности художественного воплощения авторской историософской концепции в трилогии «Христос и Антихрист», способы выведения Д.С. Мережковским читателя за пределы конкретно-исторической эпохи к метаисторическим конфликтам. Актуализируется вопрос о природе художественного историзма в трилогии «Царство Зверя», рассматривается важность для писателя проблемы «историчности повествования». Не меньший интерес представляет большой раздел монографии о характере связи прозы 1920–1930-х гг. (А. Платонова, М. Булгакова, М. Алданова) с творчеством Д. Мережковского. Ключевые слова: рецензия, Д. Мережковский, А. Платонов, М. Булгаков, М. Алданов, историософский роман, жанровый синтез, эстетизация истории, повествовательные стратегии, экфрасисы, структура «текст в тексте», мотив, лейтмотив. Информация об авторе: Нэлля Михайловна Щедрина — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный областной педагогический университет, ул. Фридриха Энгельса, д. 21 А, 105005 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-000-9313-2405 E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Для цитирования: Щедрина Н.М. Художественное воплощение историософской концепции в романах Д.С. Мережковского // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 350–359. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-350-359 Рецензия / Book Reviews https://elibrary.ru/CLCQWX УДК 82.09 ББК 83.3(2Рос=Рус)53 Рецензии / Н.М. Щедрина 351 THE ARTISTIC EMBODIMENT OF THE HISTORIOSOPHICAL CONCEPT IN THE D.S. MEREZHKOVSKY’S NOVELS © 2023. Nellya M. Shchedrina Moscow State Regional Pedagogical University, Moscow, Russia Received: January 18, 2023 Approved after reviewing: February 21, 2023 Date of publication: June 25, 2023 Abstract: The review gives a general description of T.I. Dronova’s monograph “D.S. Merezhkovsky’s Historiosophical Novel in the Perspective of the 20th Century,” published in 2021 by the Saratov University Publishing House. The analysis of the book structure reveals the original concept of the historiosophical novel, which is presented by the author. The postulates of the research are based on theoretical studies and results of the genesis and genre novelty’s study of the historiosophical novel of the writer-thinker, as well as on the serious methodological basis and fundamental historical and literary works. The author of the monograph appeals to the controversial issues of the genre in modern literary studies and identifies the dominant and meaningful content of the concept “historiosophical novel.” The problem gets a practical solution in the analytical chapters. The transfer of the attention from the religious and philosophical concept of the writer-thinker to the cognitional method of history and the analysis of poetics prioritizes in further. It is declared that the attitude to history as a text leads D.S. Merezhkovsky to the aestheticization of the Past. The paradoxical nature of genre synthesis in the historiosophical novel, which T.I. Dronova brought out due to the conjugation of concrete historical and metahistorical narrative plans, has a deep impression. The monograph convincingly reveals the features of the artistic embodiment of the author’s historiosophical concept in the trilogy Christ and the Antichrist, as D.S. Merezhkovsky leads the reader outside the concrete historical epoch to metahistorical conflicts. The question of the nature of artistic historicism in the trilogy The Kingdom of the Beast is actualized, the author analyses the importance of the “historicity of narrative” problem for the Writer. A large section of the monograph about the nature of connections in the prose of the 1920–1930s (A. Platonov, M. Bulgakov, M. Aldanov) with D. Merezhkovsky’s works is also of interest. Кeywords: review, D. Merezhkovsky, A. Platonov, M. Bulgakov, M. Aldanov, historiosophical novel, genre synthesis, aestheticization of history, narrative strategies, ekphrasis, structure “text within a text,” motif, leitmotif. Information about the author: Nellya M. Shchedrina, DSc in Philology, Professor, Moscow State Regional Pedagogical University, Friedricha Engelsa St., 21 a, 105005 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-000-9313-2405 E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. For citation: Shchedrina, N.M. “The Artistic Embodiment of the Historiosophical Concept in the D.S. Merezhkovsky’s Novels.” Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 350–359. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-350-359 This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023 Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 352 Научная монография доцента Саратовского национального исследователь- ского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Т.И. Дроно- вой является результатом ее многолетних раздумий об идейно-эстетической природе романов Д.С. Мережковского, изучения наследия писателя и его художественных открытий, значимых для русской литературы ХХ столетия. Автором работы « Историософский роман Д.С. Мережковского в перспек- тиве ХХ века» (2021) [1] подводятся предварительные итоги осмысления в современном литературоведении творчества художника-мыслителя и пред- лагаются новые пути его исследования. Учитывая многообразие подходов предшественников к анализу прозы Д.С. Мережковского дореволюционного и эмигрантского периодов, Т.И. Дронова аргументированно отстаивает свой взгляд на специфику его историософских романов и их роль в искусстве ХХ в. Доказательно утверждается, что основными контекстами, в которые, как правило, включалось романное наследие писателя отечественными ли- тературоведами, были искусство символизма и религиозно-философские искания Серебряного века. Гораздо реже исследователи обращали внима- ние на наличие в творчестве прозаиков 1920–1930-х гг. связей с идеями и эстетическими открытиями Д.С. Мережковского, выявляя отдельные пе- реклички с его художественными и публицистическими текстами в творче- стве А.Н. Толстого, Б.А. Пильняка, Ю.Н. Тынянова, О.Д. Форш. Т.И. Дронова видит свою задачу в принципиальной постановке во- проса о вкладе Д.С. Мережковского — автора историософских романов — в развитие исторического повествования и — шире — прозы ХХ в. Методологически значимой представляется репрезентируемая во введении позиция наблюдателя — введение понятия перспективы ХХ в., Рецензии / Н.М. Щедрина 353 «взгляд в направлении “стрелы времени”, позволяющий проследить про- цесс рождения новых идей и форм, в противовес ретроспективному, пред- лагающему оценку художественных явлений с точки зрения вершинных достижений» [1, с. 9] символизма. Автора монографии привлекает раскры- тие и зарождение в историософском романе Д.С. Мережковского новых по- вествовательных стратегий, востребованных в 1920–1930-е гг. Более того, Т.И. Дронова считает, что для исследователя романного мышления ХХ в. историософский роман представляет интерес как «один из путей постиже- ния “неготовой, становящейся современности” (М. Бахтин) в эпоху кризиса жанра» [1, с. 19]. В центре внимания литературоведа — актуальнейшая проблема жанровой новизны историософского романа, выявление эстетического потенциала нового типа исторического повествования. Особенностью ре- цензируемой монографии является органическое соединение историко-ли- тературного и теоретического подходов к осмыслению жанра, родоначаль- ником которого, по признанию отечественных ученых, является автор трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя». В первой главе исследования «Историософский роман: вопросы жан- ровой идентичности» актуализируется проблема неоднозначности тракто- вок понятия «историософский роман». Сопоставляя различные, нередко омонимичные по отношению друг к другу истолкования термина, бытую- щие в современных научных работах без должной рефлексии, Т.И. Дронова проявляет глубокий интерес к осмыслению теоретических проблем. Опираясь на труды Г.В.Ф. Гегеля, Д. Лукача, Г. Шпета, М.М. Бах- тина, Ю.Н. Тынянова, А.В. Гулыги, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, К.Г. Исупова и др. и собственный скрупулезный анализ имеющихся на се- годняшний день определений термина «историософский роман», автор монографии убедительно раскрывает вопросы жанровой идентичности исследуемой разновидности. Благодаря широкому обращению к литерату- роведческим, культурологическим и философским проблемам романного жанра Т.И. Дронова предлагает новый методологический ракурс рассмо- трения формально-содержательных особенностей исторического, фило- софского, философско-исторического, историософского романов. Ценность и новизна монографии Т.И. Дроновой состоит в ориги- нальном истолковании природы историософского романа. Современными Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 354 специалистами по творчеству Д.С. Мережковского признается ключевая роль религиозно-философской концепции в идейно-художественном це- лом, утверждается едва ли не тотальная подчиненность ей исторической и художественной компоненты произведений. В отличие от большинства ис- следователей, автор монографии сосредоточивает внимание на осмыслении метода познания истории Д.С. Мережковского, на парадоксальном характе- ре жанрового синтеза в его историософских романах, источником которо- го является преодоление «шопенгауэровской коллизии» между историей и философией, делает акцент на новых познавательных возможностях исто- риософских романов Д.С. Мережковского, обусловленных методом пости- жения минувшего и поисками новых средств выразительности. Вынесенная в название второй главы проблема — «Историософ- ский роман Д.С. Мережковского как эстетический феномен» — рассма- тривается Т.И. Дроновой в нескольких аспектах. В посвященном генези- су историософского романа разделе раскрываются процессы жанрового обновления в эпоху Серебряного века, в которых особую роль сыграл историософский роман Д.С. Мережковского. Пристальное внимание уде- ляется значению исторической дистанции и исторического материала в преодолении кризиса романного жанра. По мнению Т.И. Дроновой, «в эпохи утраты тотальности прошлое как уже упорядоченная, структу- рированная действительность дает со-бытийную основу романному пове- ствованию <…>. Не менее важна эстетическая функция исторического ма- териала. Произведению, в котором доминирует авторская мысль о мире, он придет недостающую ему эпичность, позволяет выстроить сюжетное повествование, создающее иллюзию миметичности» [1, с. 86]. Важное место в работе занимают размышления исследователя о реализации в историософском романе идей «жизнетворчества», характерных для эпохи конца XIX – начала XX в. Обратившись к анализу метода художественного постижения исто- рии в историософском романе Д.С. Мережковского, Т.И. Дронова осмыс- ляет характерные для автора трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя» принципы воссоздания и пересоздания минувшего. С одной сторо- ны, она рассматривает их как проявление характерной для культуры Сере- бряного века тенденции к эстетизации гносеологии, именуемой З.Г. Минц панэстетизмом, с другой — как результат отношения Д.С. Мережковского Рецензии / Н.М. Щедрина 355 к истории как к тексту, отрефлексированному писателем в записной книжке 1891 г. и эссеистских произведениях эмигрантского периода. Проанализи- ровав размышления писателя о познании истории, исследователь приходит к выводу о формировании в творчестве Мережковского эстетического от- ношения к минувшему, а также о рецептивном (герменевтическом) подхо- де — ведущем методе познания прошлого. Убедительными представляются итоговые концептуальные выводы второй главы: «<…> отношение к истории как к тексту, определяющее по- зицию автора — читателя и интерпретатора событий далекого прошлого — ключ к пониманию его историософской прозы. <…> Именно в гносеологи- ческой сфере, в изменении метода познания истории коренятся открытия Мережковского-художника, а также те опасности, которые подстерегают писателя на избранном пути» [1, с. 140]. Завершается глава раскрытием познавательных возможностей ре- цептивного (герменевтического) метода Д.С. Мережковского по отноше- нию к текстам — будь то текст истории или художественное произведе- ние — в ходе анализа исследований писателя о Н.В. Гоголе. В аналитической главе «Повествовательные стратегии автора три- логии “Христос и Антихрист”» раскрывается процесс рождения в проза- ических произведениях Д.С. Мережковского «нового художественного зрения», являющегося результатом рецептивного (герменевтического) подхода к изображаемой реальности. Осмысляя характер эстетизации действительности в романе «Юли- ан Отступник», Т.И. Дронова сосредоточивает внимание на особенностях рецепции писателем античного текста, обращается к философским пред- посылкам переосмысления им Античности. По ее мнению, в творчестве создателя историософского романа образ Античности рождается на пу- тях синтеза «классического» (гегелевско-гётевского) и «романтического» (ницшевского) кодов прочтения. Особая роль отводится в монографии фи- лософии Платона, чьи темы, образы и мотивы оказываются созвучными собственным устремлениям художника-мыслителя. В ходе анализа «плато- новского кода» в романе «Юлиан Отступник» Т.И. Дронова выявляет смыс- ло- и текстопорождающие функции цитат, референций и аллюзий на пла- тоновские произведения «Тимей», «Пир», VII книгу «Государства» (миф о Пещере) и др., раскрывает характер отсылок к Платону и апостолу Павлу, Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 356 в их диалогическом соотнесении, как значимых для воплощения авторской концепции грядущего синтеза. В русле «расширения художественной впечатлительности» в исто- риософских романах первой трилогии Т.И. Дронова исследует функции экфрасисов: их жанровый потенциал в «Юлиане Отступнике», формаль- но-содержательную роль в «Леонардо да Винчи», в повествовательной структуре которого описания живописных произведений художника ста- новятся источником основных лейтмотивов, репрезентирующих религиоз- но-философскую позицию Д.С. Мережковского. В разделе, посвященном роману «Петр и Алексей», в центре внимания находятся эстетическая роль документов, конкретно-исторический и мета- исторический потенциал античных образов, формально-содержательное значение мотива Петра-Антихриста. Подводя итоги третьей главы, Т.И. Дронова утверждает, что рецептивный (герменевтический) подход к объекту изображения (Античности – Возрождению – Петровской эпо- хе) обусловил формирование индивидуально-неповторимого их облика и духовного смысла. При этом, как считает исследователь, «на протяжении 1890 – первой половины 1900-х г. меняется характер авторской концепции, но неизменным остается метод “прочтения” прошлого» [1, с. 235]. О специфике художественного историзма в трилогии «Царство Зве- ря» Т.И. Дронова ведет речь в четвертой главе, исследуя эволюцию взгля- дов Мережковского в новую историческую эпоху: с одной стороны, возрас- тание интереса к политической проблематике в революционной атмосфере 1905–1917 гг., с другой — формирование «неохристианской» религиозной концепции, обусловившей доминирующую роль в произведениях новоза- ветных символов и мотивов. В результате анализа особенностей историзма второй трилогии сде- лан вывод о значимости для Мережковского изучения документов, поиска в истории сюжетов, способных послужить импульсом к художественному осмыслению изображаемой эпохи. С другой стороны, во второй трилогии обнаруживается возрастание интереса писателя к духовной жизни исто- рических личностей (в первую очередь Александра I и декабристов), что приводит к усилению роли субъективного начала. Утверждается, что со- здатель трилогии наделяет своих персонажей-декабристов нравственно-философскими переживаниями, в которых определяющими оказываются Рецензии / Н.М. Щедрина 357 поиски абсолюта, эсхатологические ожидания, столь свойственные самому писателю. Предпринятое в четвертой главе выявление содержательности би- блейских цитат и реминисценций, по большей мере связанных с кульми- национными моментами евангельского повествования — смертью и вос- кресением Христа и грядущим Апокалипсисом, позволяет исследователю прийти к аргументированному выводу об их формально-содержательной роли в произведениях: «Человеческая история, заключенная в “раму” би- блейского метасюжета, оказывается, по Мережковскому, вечным повторе- нием Голгофы ради приближения “нового неба и новой земли”» [1, с. 280]. С точки зрения автора работы, во второй трилогии Мережков- ский-художник прокладывает не один, а несколько путей в искусстве — он стоит у истоков полемичных по отношению друг к другу типов историче- ского повествования — «романа с высокой степенью документированности художественной структуры и параболической прозы на историческом мате- риале <…>» [1, с. 285], которые будут востребованы в творчестве писателей последующих литературных эпох. Основной вектор анализа в пятой главе «В присутствии Мережков- ского…» определяется постановкой вопроса о наследовании жанровых и повествовательных стратегий «старшего современника» в творчестве про- заиков 1920–1930-х гг. Для сопоставительного исследования выбираются тексты А. Платонова, М. Булгакова, М. Алданова, чьи романы представля- ют новый этап развития жанра. В ходе изучения Т.И. Дроновой публицистики А. Платонова и «Чевенгура » раскрывается парадоксальный характер связей с «языком описания» революционных процессов в творчестве Д.С. Мережковского (публицистикой и трилогией «Царство Зверя»): эсхатологическая приро- да мышления российской интеллигенции эпохи революции, максимализм А. Платонова — художника и философа, сближающий его с предшествен- ником. В романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» автором книги об исто- риософском романе Д.С. Мережковского выявляются интертекстуальные связи с трилогией «Царство Зверя» и преемственность на уровне повество- вательных стратегий (репрезентация истории через артефакты, литератур- ные проекции персонажей и др.). По отношению к «Мастеру и Маргарите» Studia Litterarum /2023 том 8, № 2 358 для Т.И. Дроновой актуальной представляется традиция, идущая от первой трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» (анализируются мо- тивные переклички, поэтика «романа о Пилате» и др.). Ознакомившись с ее точкой зрения, можно смело утверждать, что в современных исследованиях о литературной эволюции Булгакова недостает связи с трилогиями Мереж- ковского. Особое внимание автором книги уделено анализу произведений М.А. Алданова 1920–1930-х гг.: его полемике с историософской концепци- ей Д.С. Мережковского в публицистике («Армагеддон»), пародированию сюжетно-композиционных приемов трилогии «Христос и Антихрист» в те- тралогии «Мыслитель», развитию в трилогии «Ключ. Бегство. Пещера» ха- рактерных для мэтра историософского романа форм диалога с читателем (введение структуры «текст в тексте», музыкального кода и др.). Соотнося двух писателей на уровне жанровых стратегий, обнаруживая генетически обусловленную связь их романов, Т.И. Дронова квалифицирует произве- дения Мережковского как историософский роман, а текст Алданова — как «антиисториософский по пафосу роман познания истории» [1, с. 394]. Завершают главу размышления о «проблематизации» документа в творчестве Д.С. Мережковского, М.А. Алданова, Ю.Н. Тынянова. Диалог с произведениями Д.С. Мережковского в метропольной и эмигрантской литературе первой трети ХХ столетия, выявленный в моно- графии, обогащает имеющиеся на сегодняшний день представления о ха- рактере развития культуры ХХ в. Свидетельством продуктивности прове- денного Т.И. Дроновой анализа является тот факт, что сформулированные ею итоги побуждают к продолжению разговора в этой плоскости и выводят в целом к комплексу проблем, не решенных современным литературоведе- нием. В заключении утверждается, что именно историософские романы Д.С. Мережковского, открывающие новые горизонты жанрового мыш- ления в литературе ХХ в., являются убедительным результатом его ре- лигиозно-философских и эстетических исканий, в отличие от религиоз- ных и политических проектов, выявивших свою несостоятельность уже в 1910–1920-е гг.; что рассмотрение динамики философско-исторического повествования в ХХ в. свидетельствует о предельном расширении границ художественного познания в направлении религиозно-философского и Рецензии / Н.М. Щедрина исторического дискурса; что метод постижения истории писателем-мыс- лителем приводит к преодолению миметического характера романного повествования. Идущий по пути «расширения художественной впечатли- тельности» создатель трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя» использовал в словесном тексте языки описания других видов искусства, обогащая свои произведения в эстетическом плане. По справедливому мне- нию Т.И. Дроновой, историософские романы Д.С. Мережковского являют- ся художественным наследием, сохраняющим свое значение для потомков. Рецензируемая монография отличается богатством наблюдений над текстами, широтой философских и литературоведческих контекстов, целостностью и продуманностью композиции. Научный потенциал книги подтверждается многочисленными экскурсами и цитацией теоретико-мето- дологических, философских, психологических, культурологических и исто- рико-литературных трудов. Научное исследование «Историософский роман Д.С. Мережковско- го в перспективе ХХ в.» представляет несомненный интерес для специали- стов-филологов, может быть использовано в учебном процессе на гумани- тарных факультетах. В завершение предложенного Т.И. Дроновой «путешествия» по ла- биринтам мысли и сложным художественным структурам трилогий «Хри- стос и Антихрист» и «Царство Зверя» хочется пожелать автору монографии продолжения работы над масштабной проблемой, вынесенной в ее назва- ние. Список литературы 1 Дронова Т.И. Историософский роман Д.С. Мережковского в перспективе ХХ века. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2021. 412 с. References 1 Dronova, T.I. Istoriosofskii roman D.S. Merezhkovskogo v perspektive XX veka [D.S. Merezhkovsky’s Historiosophical Novel in the Perspective of the 20th Century]. Saratov, Saratov University Publ., 2021. 412 p. (In Russ.)